Война, которую ведет путинский режим в Сирии обосновывается тем, что чем дальше воевать от своих границ. тем лучше. В одном из номеров «Комсомольской правды» штатный прокремлевский пропагандист ссылался на мнение бывшего замминистра иностранных дел СССР Юлия Воронцова, сказавшего по поводу Афганистана, лучше воевать в Джелалабаде, чем в Ашхабаде. Но тогда уж лучше в Нигерии, она еще дальше, чем Сирия, благо там есть организация Боко Харам (которую вслед за ИГИЛ-ом (запрещенная в РФ экстремистская организация) тоже можно запретить для полного счастья). Если исходить из логики, чем дальше, тем лучше.
Конечно, никто не говорит, что хороша война на своей территории, как говорится не дай бог, но Германия две мировые войны вела на чужих территориях, но умудрилась обе проиграть. СССР все войны после 1945-го вел за пределами своих границ, в Корее, Анголе, Афганистане, размещал ракеты на Кубе, и что, это не спасло его от распада!
России как империи эпохи упадка противопоказаны экспансии в других государствах, особенно вдалеке, в других частях света. Не в расстоянии дело, а в эффективности. Не только в военной, но и в политической. Тем более если большое расстояние, это длинные коммуникации, растянутость, чужая территория, другая цивилизация. Потребует больше ресурсов. В такие войны влезать – себе навредить.
Между тем Россия все сильнее увязает в Сирии. Поступают сообщения о гибели российских военнослужащих и гражданских лиц. Я не буду это комментировать, лишь скажу, что как и следовало ожидать российские МИД и Минобороны гневно опровергли «клеветнические измышления». Подчеркну, опровергать будут всегда, даже если действительно будут погибать солдаты. Россия опровергала и гибель на Донбассе, где речь идет даже не о сотнях, а тысячах. Потому что для путинского режима признать – значит подписать себе смертный приговор. Признание гибели своих военнослужащих – крах рейтинга, от 86 процентов не останется и следа. Это подрыв имиджа Путина как «всесильного» правителя. Поэтому наша пропаганда отрицала, отрицает и будет отрицать гибель своих солдат, даже если они будут погибать целыми колоннами. Ложь — инструмент политики нынешнего российского режима. Лгали и раньше. но сейчас официальная Ложь возведена в Абсолют.
Почти месяц бесконечных бомбардировок не дал особо крупных успехов. Победные реляции российских генералов, их разглагольствования о любви сирийского народа к России, мы слышим каждый день. Точно такие же слова произносили в Афганистане.
О победе можно говорить лишь в том случае, если удастся в течение какого-то короткого времени установить мир и спокойствие в Сирии. Это может быть несколько месяцев, полгода, максимум год. Год – это критический момент. Даже если удастся захватить всю территорию, не получится со стабилизацией положения, динамика пойдет в обратную сторону. И война перейдет в затяжную вялотекущую фазу. Как во Вьетнаме и в Афганистане. Вся ответственность ляжет на ту сторону, которая захватила территорию.
Главная ошибка России (и СССР) в локальных конфликтах и войнах – претензия на мессианизм. В Афганистан вошли, чтобы построить там социализм. И сейчас ставим задачу «осчастливить братский сирийский народ». И каким путем? Сохранив Асада у власти на «вечные времена». А Запад, США ставят цели и задачи гораздо более реалистичнее и без мессианских планов, обычно избавляются от диктаторов и все, на этом задача выполнена. США например разделались с Хусейном и ушли, а кто там будет править, пусть сами решают. А вот наш стиль – решать кто там будет править, Бабрак Кармаль, Наджибулла или Башар Асад. Такой подход – политически ошибочный и приведет в конечном итоге, конечно не сразу, не завтра, а с течением времени – к поражению.
Еще один аспект – если иностранная армия слишком долго находится в чужой воюющей стране, эту армию начнут ненавидеть. Действия России в Сирии следует квалифицировать как ИНТЕРВЕНЦИЮ! Она еще не приводила к положительному итогу (вспомним 1918-20 гг.). То же самое относится и к иранским войскам, пришедших на помощь Асаду, стражам исламской революции, ливанской Хезболле. Внешнее вмешательство только усугубит положение и увеличит насилие. Благодаря этой «интернациональной" помощи Асад усилится, но лишь временно, а потом ослабнет еще больше. И рано или поздно падет. Положение уже никогда не будет таким, каким был раньше, до начала войны. История свидетельствует, что в гражданских войнах ни разу не побеждала старая. прежняя власть, во всяком случае мне неизвестен противоположный пример. Клан Асадов правит полвека. Его время ушло. Пытаться любой ценой спасти режим – контрпродуктивно. Для этого нужно будет все больше и больше ресурсов.
Мотивы Путина по ввязыванию в сирийскую кашу носят геополитический, личный и экономический характер. Геополитический – это статус Великой державы, который «обязан быть там, где все великие». Личный – Путин мнит себя «Великим» правителем «Великой» державы. Он хочет отомстить за унижения, за распад империи, за санкции, добиться их снятия. Экономический – попытка поднять цены на нефть.
Стиль Путина – развести Запад как лоха. События показывают, что ИГИЛ (запрещенная юридически организация в России) является фактическим союзником Кремля. Российская авиация бомбит других, но не ИГИЛ. А ИГИЛ не воюет с Россией, а воюет с Западом. Стиль Путина – одной рукой создать организацию, натравить на своих врагов, другой рукой как бы запретить эту организацию, – очень изящный стиль. Действительно, блестяще развел Запад как последнего лоха. Теперь Запад мучается с пресловутым ИГИЛ-ом.
Российская авиация уничтожает антиасадовские формирования, не имеющие отношения к ИГИЛ. Потом можно будет сказать, выбирайте из двух: Асад или ИГИЛ! Но если ситуация продолжит развиваться в таком ключе, то Асад будет восприниматься хуже. Т.к. реальной силой обладает не Асад, а Путин. Асад – игрушка в руках кремлевского манипулятора. ИГИЛ конечно мерзкая сила, но его зло демонстративное, с картинными казнями, перед телекамерами. чтобы все видели, весь мир. Самостоятельная организация так не делает, только управляемая. Точно так же перед второй чеченской кампанией показывали подобные кадры. Кому это надо? Никому кроме «главного сценариста". ИГИЛ хоть и зверствует, но у него нет ядерного оружия. А у Путина есть, его придворные телепропагандисты не раз грозились устроить кое-где ядерную пыль.
Но все решается на уровне народов. Вступление России в войну в Сирии считаю гигантской ошибкой, чреватой тяжкими последствиями для страны. Авторитет нашей страны будет подорван. Войска оттуда рано или поздно придется вывести. В этом не может быть сомнения. Они ведут себя как слон в посудной лавке. Но Путин не выведет. Иначе произойдет десакрализация его власти, падение рейтинга (за что воевали?) и полный крах авторитарного режима. Российские войска из Сирии выведет та власть, которая придет вместо Путина. Когда не вывести будет просто невозможно.