Пока эта мыль очень слаба у меня в голове. Я понимаю ее и даже где-то чувствую, что она важна и необходима для озвучивания, но какая она в реалии плохо осознаю.

Можно представить себе некое поле ответственности окружающее нас. И мы, стоящие посреди этого поля. Мы как будто чувствуем это поле вокруг себя, нутром, седьмым чувством, что-то на уровне интуиции. Очень важно перейти от этого чувства к непросто созерцание, хотя созерцание тоже этап важны, но важно перейти к осознанию данного поля и рождения между этим полем длительных отношений, системных, институциональных. Что бы нам хотелось считать это поле своим и совершать в радиусе этого поля шаги довольно смелые и свободные. Рождать в этом поле свободные коммуникации с другими людьми, рождать в этом поле коммуникации со всем, что это поле наполняет по праву.

Картинку взял здесь.

Это очень похоже на некий парк, в котором живут старики, дети на велосипедах и самокатах, роллеры, некие люди слушают классическую музыку, некие люди играют в шахматы, здесь же носятся белочки и домашние псы, а то и кошки на поводках, нагло ведут себя птицы, ворующие еду и т.д. и т.п. Все это поле ответственности, которое мы как бы прибрали под себя и чувствуем себя свободными. Любые вторжения на это поле со стороны будут восприниматься довольно агрессивно и придется доказывать и договариваться.

У меня такое ощущение, что мы ни как не можем осознать нашу ответственность через такое поле. Это поле везде, во всех отношениях. Мы себя не чувствуем в области нашей деятельности как хозяева, мы как будто пришлые. Мы не уверены и другая сторона эту неуверенность чувствует. Как будто впервые в парк пришел кто-то с картинами и красками, и он собирается начать рисовать, но не те кто на этом поле не видели художника с его мольбертом и не понимают зачем этот человек раскрывает треножник, ни сам художник не рисовал при людно в парке. Животные тоже с опаской глядят на этого человека с красками. Это все в диковинку. Полный дискомфорт. Им надо поделить ответственность, но для этого надо познать и признать друг друга.

Видимо у нас сегодня тоже самое. Мы как-то выскочили из ответственности за некое поле и пока озираемся. По старой привычке люди пытаются разобраться кто главный на поле. Т.е. есть старая привычка создавать идола и молиться ему и подчиняться его жрецам, а вроде как все разрушено и никто не требует поклоняться идолу, но так мы жили многие тысячи лет и в этом был комфорт, нужно было не договариваться, а просто молиться и жертвовать, а идол и его жрецы управляли всем. Сейчас это поле рухнуло, теперь поле выглядит по другому. Идола нет, а отношения безответственного поля остались. Или лучше сказать остались отношения поля ответственности перед идолом.

И вот тут есть жесткое разделение, одни говорят про то что нужен один идол, другие говорят про другой идол. Все друг друга чморят и мало кто понимает, что идола больше не будет и надо просто перестать искать идола. Надо приучиться жить без идола, при этом есть часть людей, которые отказ от идола тут же превратили в идола и тоже пытаются остальным заставить молиться отсутствию идола, пытаются ввести ответственность перед отсутствием идола и жрецами данной идеологии отсутствия.

И вот тут самое главное сместить акценты в ответственности, Но не переместит акценты с одного в другое. А расширить поле ответственности. Т.е. подход должен быть не точечным, как это принято в безответственном поле, а подход должен быть расширительным. Пусть с начала это будет подход доверия какому-то полю и ощущения, что это ответственность общая, коллективная, а не чья-то и что надо постоянно договариваться и сверяться и что нельзя просто уйти и дома сидеть возле компа, а ответственный что-то сделает, а что придется разрываться между компом и полем деятельности, что бы сделать что-то и опять договориться и это будет все на расширение, но на расширение всех. Вот тут вру, на расширение довольно значительной части людей, потому что отказ от ответственности и от желание договориться будет все время пробиваться в части. Но есть уверенность, что всегда будет часть, которую убеждать не надо, он сам быстро шагнет и сделает, потому что это нужно и ему и мне и это наше поле не для ответственности одного, а наше общее поле ответственности.

У меня такое ощущение, что мы не понимаем, что битва не между идолами, а битва между точечным подходом к ответственности, беспрерывно рождающем безответственность, и между расширенным подходом, когда ответственность начинает постепенно охватывать все большее и большее число людей. И задача у тех, кто получает власть не начать управлять хорошо, хорошо управлять никто никогда не сможет, а разделять управление, запускать все управленческие процессы так, что бы неудача становилось общей болью и общий стремлением вырваться из неудачи, а не заканчивалась поиском виновного, и потом поиском нового идола, который опять будет возноситься для небес лишь для того, что бы потом свалить на него неудачу.

 

Так что ближайшая задача не искать виновного и искать очередного правого, что бы лепить из него идола, а попытаться все же научиться разделять поле ответственности. Потому что человек — это и есть то поле ответственности, которое он считает своим, но не только, еще в человечность входит способность помочь другим ощутить свое поле ответственности, а не сбежать от него или отдать его другому. Это очень похоже на хороших родителей, не рвать ответственность на себя, быть ответственным и помогать другим в ощущении ответственности.