Одним из направлений реформы университетов России является превращение преподавателей всех уровней квалификации фактически в сезонных рабочих, нанимаемых по т.н. "эффективному контракту" на год. Я уже три года существую в этом режиме. С одной стороны, это способствует превращению труда в борьбу за набор баллов, позволяющих получить работу еще на год. Иначе говоря, это сильная система стимулирования, заставляющая отказаться от традиционного расслабленного режима научной жизни. Правда, стимулирования сугубо краткосрочного, ибо серьезная долгосрочная стратегия чревата провалом на конкурсе. Оптимальная стратегия - написание статьи, которую можно быстро опубликовать. Написание монографий превращается в романтическую глупость.

С другой стороны, вся логика корпоративной культуры разрушается до основания. Какая может быть корпоративная культура, если работники вынуждены рассматривать свой университет как пристанище до следующего конкурса? Университет не доверяет преподавателю, подозревая его в нежелании работать, а работник имеет еще меньше оснований доверять университету, рассматривая его как ненадежного работодателя.

Традиционная лояльность университету превращается в миф из уходящей в прошлое реальности. Отсюда переход работников от линейной профессиональной стратегии к краткосрочным проектам, где отношения университета и профессора принимают форму краткосрочной сделки. В такой системе и университет (вернее его менеджеры) относятся к преподавателям на краткосрочном контракте как к ненадежным партнерам, которые в любой момент уйдут к другому работодателю, предлагающему более выгодные условия найма. Естественно, что инвестировать в такого работника нерационально. И вот мне отказывают в курсах повышения квалификации на том основании, что у меня только годичный контракт, поэтому есть шанс, что получив знания за счет университета, я не пройду по конкурсу и унесу эти знания к другому работодателю. В то же время одной из позиций эффективного контракта является повышение квалификации. За чей счет? Остается только свой.

Аналогичная логика формируется и у работника: какой смысл инвестировать в организацию, отношения с которой могут прерваться уже завтра? И эта стратегия проявляется в структуре грантов: их получатели стремятся максимум средств извлечь на зарплату, покупая необходимые для исследования инструменты (компьютеры, принтеры, диктафоны, книги и т.д.) по более высокой цене, но в личную собственность. 

Разница между преподавателем и сезонным рабочим стирается. Она сводится к длине сезона. У аграрного рабочего - это период интенсивных полевых работ, у преподавателя - учебный год. И вот на горизонте уже маячит перспектива появления бродячих профессоров средневекового типа.

Оригинал