Сбитый «Боинг» — два мира, два доклада. Разоблачения впереди

14 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

 

Из «Ежедневного журнала».


Российские пропагандистские СМИ ликуют: раз, дескать, Совет безопасности Нидерландов не стал называть виновных в катастрофе малазийского «Боинга», подвергшегося атаке 17 июля 2014 года, значит, им совершенно нечего предъявить и убедительных доказательств того, что ракета была запущена с территории, контролируемой сепаратистами, просто не существует.

Действительно, в упомянутом докладе, который был обнародован в минувший понедельник, прямых обвинений в чей-либо адрес не содержится. В отличие, скажем, от доклада концерна «Алмаз-Антей», чьи выводы вполне определенны: с точки зрения российских экспертов, ракета была выпущена из села, в котором в тот конкретный момент дислоцировались украинские военные части. Этот вывод якобы подтверждается рядом экспериментов. В том числе, например, наземным подрывом фюзеляжа гражданского самолета боевой частью ракеты 9М38М1, в результате которого удалось установить, что в действительности малазийский «Боинг» был сбит ракетой иной, более старой модификации, каковых давно нет на вооружении России.

Однако в этом вопросе Совбез Нидерландов пришел к противоположным выводам. Мнения российских и голландских экспертов разошлись и в определении курса полета ракеты — голландцы считают, что курс определить практически невозможно. В отличие от российских коллег, которые убеждены в том, что именно траектория полета ракеты, которую они смоделировали, ясно указывает на то, что запуск был произведен с территории, контролируемой силами АТО.

В результате российский МИД назвал доклад Совбеза Нидерландов «предвзятым» и «политизированным», а также «игнорирующим экспертные усилия российской стороны».

Тут уместно вспомнить, что некоторое время назад «экспертные усилия российской стороны» сводились к тому, чтобы убедить мировое сообщество в том, что «Боинг» МН-17 был сбит украинским истребителем. Минобороны России отказалось от этой версии только после того, как стало очевидно, что она будет убедительнейшим образом разоблачена.

Складывается впечатление, что сегодня политическая задача Кремля сводится к тому, чтобы предлагать не совсем уж бредовые сценарии гибели малазийского «Боинга», которые разбиваются на раз-два, а теоретически возможные, способные инициировать длительную дискуссию, размывая тем самым информационную картину. Однако понятно, что в длительной перспективе и эта стратегия окажется провальной: и прокуратура Нидерландов, и международная комиссия, и все заинтересованные страны (в том числе США) ясно дают понять, что их главная цель — установить конкретных виновных в убийстве огромного числа людей. Другими словами, провести уголовный процесс, который и решит эту задачу.

Стоит ли сомневаться в том, что мировое сообщество достигнет этой цели? По-моему, нет. Потому что цель мирового сообщества — установить истину, а не подогнать результаты различных исследований и экспертиз под заранее сформулированный вывод в интересах одной из сторон конфликта.