Как всем известно, выборы руководителя Марийской республики выиграл Леонид Маркелов… По мнению противников действующего главы РМЭ, Леонид Игоревич сентябрьское голосование именно «выиграл», но не победил, так как, если рассмотреть последний термин более детально, мы увидим рваные раны этого странного а-ля «достижения» — сохранения власти с тотальной потерей всех политических очков.
Как так можно, чтобы абсолютно неизвестная для региона персона — депутат Госдумы Сергей Мамаев — преспокойно приехал к нам в гости и буквально за пару месяцев положил «марийского губернатора» на лопатки? И вроде бы с объективной и непредвзятой точки зрения прибыл-то к нам не родной человек, не земляк («варяг», как его называли зависимые СМИ), и народу он был вообще не известен, да и времени на предвыборную битву — повторимся — было чуть-чуть да маленько (со спешным построением списков своей команды). Странно: вся система в течение 15 лет выстраивалась под одного гражданина — Леонида Маркелова, но мощнейшие рычаги воздействия не дали никакого результата: и голосовало заранее «по уважительной причине» грандиозное количество жителей республики, на дому — аналогично, и начальники во внутрикабинетных разговорах давали жесткое ЦУ, напротив чьей фамилии ставить галочку, и информационное поле было заполнено только одним персонажем. Ну ничегошеньки! Админресурс (причем без особых усилий) сломали в пух и прах. Результат: ночное отключение системы ГАС «Выборы», 50% с «хвостиком» и 52 капли корвалола.
Так от кого тогда защищался Леонид Маркелов? От собственного антирейтинга, который, оказывается, можно легко «окучить» даже без красочных политтехнологических пируэтов. С кем битва-то была? Да с самим собой! Конечно, федеральный центр сейчас следит за качеством, объемом и продолжительностью протестных мероприятий, плюс нащупывают коалиционность антимаркеловского движения, рядом при всем этом обязательно бдят силовики — они с прищуренным взглядом ищут экстремистов, сепаратистов и прочих неблагонадежных общественников из «черного списка» (по сути, банально выполняют свою работу). Однако легко заметить: Марий Эл такого еще не видела — «сходняки» у «Серого дома» периодически продолжаются, по улицам ходят пикетчики, на митингах (да и вообще в общественно-политической жизни) активизировалось марийское национальное движение, проходят резонансные судебные заседания, на уличные мероприятия стала выходить молодежь. В укор им спешно организовываются промаркеловские уличные акции. Клинч! Настолько долго, объемно и, главное, открыто против лично Леонида Маркелова еще не выступали. Что будет делать пресловутый админресурс, который недавно «как тузик грелку» разорвала системная оппозиция? Он действительно самостоятельно вместо ребят с погонами начнет выискивать-выдумывать шпионов (повторимся — сепаратистов и экстремистов с забугорным финансированием), а если их или им подобных нет, то таковых начнут подсылать-подкидывать через манипуляции третьих лиц в массовку — для дискредитации… Потом служебки, отчетики и аналитика сделают свое дело.
Кстати, еще обратите внимание: противоборство проходит именно в системном поле, то есть вцепились друг в друга парламентские крупные партии. И здесь стоит учитывать специфику многонационального и многоконфессионального Поволжья. Если в выборах стала активно себя проявлять этническая коалиция, местная ячейка партии власти и администрация совершают ошибки в национально-культурологическом секторе, люди разочаровываются в процедуре избрания главы региона, а битва в вышеобозначенном системном поле порождает в головах уныние, то свято место пусто не будет. В описываемый вакуум по обозначенным обоснованным причинам (что с их стороны будет вполне адекватно) обязательно чуть позже придут внесистемные силы (и может быть, с европейско-американским фондированием). А что? В России три больные точки — Кавказ, Дальний Восток и Поволжье. Попробуй сунуться в Татарстан — там крепкая элита. С Чувашией также — посильнее нашего держатся. Зато слабая в социально-экономическом плане многонациональная и (уже) политически невнятная Марий Эл отлично выделяется, она выходит крайне удобной площадкой для подрывной деятельности (стык славянского, финно-угорского и тюркского мира как-никак). Да и Леонид Маркелов со своими заверениями после 13 сентября, что «курс сохранится, ничего меняться не будет», никуда не денется — никакой реальной реакции среди власть имущих республики на заверения экспертов о присутствии в регионе ярко выраженной электоральной усталости с явным запросом на новые лица нет (и не ждите). Патовая ситуация. Антирейтинг он, к сожалению или счастью, такой, его никуда не денешь. Да и народ, в принципе, тоже прав — он ведь не перемены грандиозные просит, а требует лишь обновления.
И не стоит думать, якобы «Вашингтонский Обком» — штука мифическая; как его саркастично-иронично не называй, он есть, и работают там профессионалы, которые тоже проводят мониторинг обстановки и делают расчеты КПД — куда проникнуть и на что сделать ставку.
Константин Строкин