Учебные пособия по праву, политике, учебники обществознания, авторами которых являются супруги Никитины, присутствуют в российских школах около 20 лет, напечатаны миллионными тиражами, некоторые выдержали более 10 переизданий. И на тебе: в 2015 году группа активистов, среди которых Президент АНО «Центр проблем аутизма», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председатель московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, обвинили авторов в пропаганде фашистских идей. В интернете опубликована их петиция с требованием изъятия учебника по обществознанию за 8 класс из перечня рекомендованных Министерством образования. К сожалению, сам Анатолий Фёдорович Никитин ответить на гневные эскапады не сможет, он умер в 2007. Татьяна Исааковна отказалась полемизировать с истерическими заявлениями обличителей, устроивших настоящую травлю её семьи. Думается, правильно сделала, потому что адекватность "защитников толерантности" вызывает глубокие сомнения, и используемые ими методы публичного поношения уважаемых людей выдержаны в лучших традициях эпохи сталинских репрессий. 

Приведу несколько суждений из пространного обращения активистов к министру образования. По их мнению, по всему тексту учебника "разлиты невежество и малограмотность", имеется "очевидное сходство" между текстом Никитиных, с одной стороны, и евгенистической программой немецких национал-социалистов, нацистской концепцией расовой гигиены, книгой нацистских профессоров Гохе и Биндинга "Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни", трудом Гитлера "Майн Кампф", докторской диссертацией палача Освенцима Менгеле, сразу всех вместе, с другой стороны. "Нам, читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший более 20 человек – врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу – к смертной казни по существу преступлений против человечности", - замечают составители петиции. Их вывод однозначен: учебник Никитиных - "откровенно фашиствующий". К казни Никитиных они, правда не призывают, но, кроме изъятия книги из школьных библиотек, требуют поимённо назвать участников экспертиз (их было три: научная, педагогическая и общественная), оценить учебник на предмет нарушения 282 статьи УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), провести проверку «конфликта интересов» в части вызывающих вопросы семейных отношений между авторами (это спустя 8 лет после смерти одного из супругов). В результате поднятой в прессе и блогосфере большой шумихе активисты сумели приобрести немалое число сочувствующих сторонников, одаривающих их теми или иными советами. Так, к примеру, адвокат компании "Альянс" заявил: "Действия авторов (Никитиных) можно истолковать как разжигание социальной розни или пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а это уже экстремизм. За подобные преступления может грозить срок до пяти лет (статья 136 УК РФ)". 

Весь этот умопомрачительный поток оскорблений, чудовищных обвинений, угроз в адрес немолодой женщины и её уже мёртвого мужа, жизнь посвятивших просветительской деятельности, рассказывавших о демократии, гражданских правах, правовом государстве ещё первому постсоветскому поколению, подаётся под соусом приверженности гуманизму и толерантности, объясняется мотивами спасения молодых умов от фашизма и защитой инвалидов от преследований, мракобесия, экстремизма. Чем же вызвана подобная ярость? Поводом стали два абзаца, посвящённые в учебнике раскрытию понятия человеческой личности, цитирую их дословно: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Именно данный текст вызвал сначала возмущение литературного критика Анны Наринской, опубликовавшей его в Facebook, а потом породил целую волну "народного гнева". 

Нам всем свойственно ошибаться. В мои школьные годы в учебнике по биологии за 8 класс содержался перл "Мыться нужно не чаще одного раза в 10 дней". Мы смеялись, что, вероятно, его составители так вносили вклад в общенародную программу экономии воды. Хотя в логике нынешнего конфликта можно было заклеймить авторов как вредителей, подрывавших основы личной гигиены и здоровья школьников. Впрочем, не могу утверждать, что процитированные формулировки Никитиных ошибочны. Может быть, они не безупречны, но ничего крамольного я в них не увидел. В педагогическом университете нас учили, что личность - это человек в его социальных связях и отношениях, что личностями не являются новорождённые, дети-маугли и душевнобольные люди - то есть те, кто к социальным отношениям не способен. Это теория, понятийный аппарат. О чём сыр-бор? Если инвалид, например, в результате занятий в центрах аутизма начинает общаться, развиваться, участвовать в социальных связях, значит, он - личность, становится личностью, растёт как личность. Кто спорит? 

Вероятно, можно было бы поставить вопрос о привлечение специалистов из области психологии, чтобы превратить данный отрывок в параграфе в приемлемый для всех сторон. Но, в любом случае, где тут найти дискриминацию, посягательство на права, пропаганду фашизма, Гитлера и Освенцима?! Люди, стоящие в авангарде благого дела, не понимают, что такими действиями, кликушеством, они его скорее дискредитируют, чем придают ему популярность. Не устану повторять слова Г.Померанца: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».

Оригинал