Холодное субботнее октябрьское утро. Неделю назад Центральное Черноземье было охвачено практически июльской жарой, а сегодня холодное осеннее солнце едва прогревает воздух чуть выше ноля. С севера дует холодный ветер. Кажется, сама Арктика внезапно пожаловала к нам в гости.
 
Но холодная погода – не помеха людям, серьезно интересующимся историей и экологией своей родины. В десять утра на остановке «Улица Морозова» собралось около трех десятков человек. Их одежда и экипировка (рюкзаки, палатки, туристические коврики) не оставляют сомнения в том, что люди собрались провести эти выходные, несмотря на холодную погоду, на лоне природы.
 
Не буду томить читателей и сразу скажу, что по инициативе историко-экологического общества «Вантит» 10 – 11 сентября проводилась экскурсия по Большой Воронежской экологической тропе. Среди собравшихся в основном молодежь (с удовольствием встречаю несколько своих бывших и нынешних студентов), хотя есть и несколько ровесников автора этих строк.
 
Вскоре прибывает автор проекта «Большая Воронежская экологическая тропа» Алексей Саниев. Ему сегодня служить нам проводником и гидом одновременно. Подождав немного опаздывающих, трогаемся в путь по направлению к санаторию имени Горького.
 
Наша первая остановка на высоком берегу Воронежского водохранилища, известному знатокам Воронежа как Михайловская, или Санаторская гора. Первое название связано с купцом Михайловым, имевшем когда-то дачу в этом месте. Здесь на вершине горы Алексей начинает свой рассказ. По его словам, на этой горе когда-то находилось древнее славянское поселение. Раскопки, проведенные воронежскими археологами, показали, что данное поселение существовало здесь где-то в период между строительством египетских пирамид и рождением Александра Македонского.
 
Далее наш путь лежит на хорошо известную воронежцам Лысую гору. Мы со студентами уже побывали здесь две недели назад в рамках акции «Сделаем!». Здесь Алексей показывает нам древние славянские курганы. Впрочем, людям, знакомым со степными курганами, местные «курганы» покажутся, самое большее, небольшими холмиками. Хоронили в них небогатых людей (а славяне в то время вообще жили небогато), так что, как говорит наш гид, золота искать здесь не стоит.
Поднявшись на самую вершину Лысой горы, мы попадаем на небольшую площадку. Алексей начинает рассказывать о том, что ещё до славян эти места занимали сарматы – выходцы из приалтайских степей. Они сооружали для погребения своих вождей большие курганы, которые сохраняются и через десяток тысяч лет. Впрочем, климат и природа наших краев был явно другими. Там, где сейчас шумит зелеными кронами тенистая Воронежская Нагорная дубрава, когда-то раскинулись бескрайние луговые степи – тип растительности, в настоящее время встречающийся значительно северней наших краев, где-то на широте Рязани.
 
Мы продолжаем наш путь и вскоре оказываемся на окраине древнего Михайловского городища. Алексей показывает нам остатки вала. Само городище в то время занимало площадь около девяти гектар. Для сравнения, площадь древнего Киева составляла в то же время десять гектар. Похоже, что именно здесь в ближайших окрестностях современного Воронежа располагался великий город Вантит, который, если верить трудам арабских географов, был на самом краю славянских земель.
 
Мы спускаемся на самый берег водохранилища, где в устье оврага расположен родник, также известный большинству воронежцев. Пополнив запасы воды и передохнув, направляемся в сторону поселка Рыбачий. Проходит несколько минут, и мы уже идем по главной улице этого уникального поселка. Ширина этой улицы менее метра. Невольно напрашивается сравнение с европейскими средневековыми городами. Недаром наш великий земляк Василий Песков называл Рыбачий «Воронежским Шанхаем». Дома здесь расположены буквально вплотную друг к другу, но стоят при этом недешево. Цена старенького домика без участка составляет не менее полумиллиона рублей.
 
На «главной площади» Рыбачьего слово берет другой наш гид – Михаил. От него мы узнаем, что поселок Рыбачий возник, как дачное поселение перед войной. Поначалу поселок принадлежал Обществу охотников и рыболовов. До этого здесь находилась дача помещика Немчинова, дом которого (в несколько перестроенном виде) сохранился до сих пор. Вообще, история подворонежских дачных поселков – тема, ещё абсолютно не затронутая местными краеведами.
 
После поселка Рыбачий мы посещаем старую сосну (о ней я писал в одном из предыдущих постов) и далее следуем по направлению к дубу – самому старому дереву в ближайших окрестностях Воронежа. Но и здесь мы долго не задерживаемся и направляемся дальше – к Белой горе. Дорога идет по живописным овражным урочищам, усеянным поваленными стволами деревьев, лежащих почти параллельно по направлению склона.
 
Вот и Белая гора – одно из любимых туристами, рыбаками, лыжниками мест в ближайших окрестностях Воронежа. Кажется, я знаю здесь каждую ветку, но не могу удержаться, чтобы не сделать несколько кадров изумительного вида «Воронежского моря», открывающегося с самой вершины горы.
 
Наш обратный путь лежит через самой сердце Воронежской Нагорной дубравы. Возле поворота на турбазу «Олимпик» я прощаюсь со своими спутниками и продолжаю путь к лыжной базе «Буревестник». Осенние сумерки быстро сгущаются…
 
Оригинал