Я хотел оставить эту запись в блоге Андрея Кустова, но потом понял, что получается слишком много, и решил сделать отдельный пост.

Нобелевка по литературе действительно считалась и считается дурным тоном среди серьезных писателей и поэтов. Соснора презрительно называл таких нобелиантами. И дело не в зависти, а в специфической политизированости премии.

Даже если говорить о литераторах первой величины, то Бунин получил нобелевку почему-то за поэзию, а Пастернак, наоборот, за прозу (даже в романе лучшее у него - это стихи). Странно, что Шолохову дали не за поэзию. Но я не думаю, что за "Тихий дон", за него можно было лет на двадцать раньше. Читая список лауреатов, обнаруживаешь массу незнакомых имен, что, конечно же, можно списать на то, что ты плохо знаком с мировой литературой. Не обнаруживаешь массы знакомых, например, Чехова, Пруста или Грэма Грина. Но это тоже можно на что-то списать. Самое хреновое, однако, обнаруживать имена литераторов, с которыми знаком, и, убей, не поймешь за что они ее получили.

Ну чтобы было понятнее. Вот два стихотворения двух польских поэтесс. Одна из них нобелевку получила, другая нет.

Это Анна Свирщиньская (1909-1984):

Мы строили баррикаду

Мы боялись, строя под обстрелом
Баррикаду.
Трактирщик, любовница ювелира, парикмахер,
Все трусы.
Упала наземь служанка,
Волоча камень из мостовой, очень мы боялись,
Все трусы.
Сторож, лотошница, пенсионер.
Упал на землю аптекарь,
Он волок дверь от уборной,
Боялись мы ещё больше, воровка,
Портниха, трамвайщик,
Все трусы.
Упал парень из исправдома,
Он нёс мешок с песком,
Ведь мы и вправду боялись.
Хотя никто нас не заставлял,
Мы строили баррикаду
Под обстрелом.

Премии она не получила. А это нобелевский лауреат Вислава Шибморская:

Фотография 11 сентября

Прыгнули вниз из горящего зданья —
один, два, несколько человек
выше, ниже.

Фотография их задержала при жизни,
а теперь сохраняет
над землею к земле.

Каждый из них еще цел,
со своим лицом
и кровью хорошо укрытой.

Времени еще хватает,
чтобы волосы растрепались,
а из карманов повыпадали
ключи, мелкие деньги.

Они еще витают в воздухе,
в пределах этого пространства,
которое как раз открылось.

Только две вещи я могу для них сделать —
описать их полет
и не добавлять последней фразы.

Как видите, уровень схожий, но Анна Свирщиньская все-таки сильнее, как поэт. Вы можете посмотреть остальные их стихи, там та же история. Обе талантливы, но премию дали той, что слабее. Если бы это было исключением, не было бы вопросов. Но это правило. При всем уважении к нобелевскому лауреату Орхану Памуку, действительно серьезному писателю,творчество которого мне нравится, объяснить почему именно ему, а не другим, еще более одаренным авторам, невозможно. Сильнее ли он Милорада Павича? Нет, на порядок слабее. Так и не получил премии восхитительный Богумил Грабал. Ее дали Алексеевич и вовсе не за очень интересную журналисткую работу "У войны не женское лицо" (литературой, то что пишет Алексеевич назвать сложно). Просто так сложилась политическая ситуация. Других причин нет в принципе. Я не собираюсь хулить Алескеевич, хотя ее творчество мне не нравится. Просто определиться - премию дали не за литературу. И только тогда можно что-то обсуждать.