Журналисты Чувашии отзывались о Сергее Гапликове, когда он был премьер-министром этой республики, как о человеке закрытом. Однако не прошло и недели после его назначения врио главы Коми, а он уже дважды встретился с журналистами. Видимо, изменился он за последние пять лет.
Первая встреча состоялась сразу после его официального представления и продолжалась не более 15 минут. Вторая была вчера в неформальной обстановке в банкетном зале Администрации главы и правительства РК и длилась два часа.
Подобные неформальные встречи происходили и при Торлопове и при Гайзере, но на них приглашали главных редакторов, так сказать, дружественных СМИ. На этот раз позвали Максима Полякова («7х7»), Валерия Черницына («Красное знамя») и меня (вообще не главреда). Возможно были и другие коллеги, кто попал на такого рода встречу в первый раз.
Сам по себе факт более широкого формата встречи с журналистами симптоматичен. Новый руководитель республики, видимо, понимает, что с прессой удобнее и комфортнее дружить, чем подавлять, как это делали Чернов и Марущак. Замечу, комфортнее для обеих сторон. Поэтому журналисты откликнулись на предложение о неформальной встрече весьма охотно. Пустых мест в зале не было.
Держался врио главы Коми весьма непринуждённо, говорил много и охотно. Правда, для начала слегка попенял прессу за то, что исказили его слова, сказанные на первом брифинге, и написали, что Сергей Гапликов делает ставку на варягов. Может я что-то пропустил, но вроде как ни одно местное СМИ ничего подобного не писало. Но с таким по смыслу заголовком и подзаголовком вышла статья в «Коммерсанте» .
Валерию Черницыну Гапликов ответил на вопрос, который тот задал ещё на первом брифинге о том, будет ли находящийся под арестом Чернов весь год до губернаторских выборов занимать пост его заместителя. Тогда Гапликов сказал, что не будет, а вчера заявил, что вообще должность заместителя главы Коми ликвидирует. Журналисты напомнили, что это должность записана в Конституции Коми (зам главы заменяет губернатора во время болезни или отпуска), но врио главы уверил, что с депутатами он договорится. Я поинтересовался: а был ли зам у президента Чувашии Николая Фёдорова?
- Конечно, не был, – отрезал Гапликов.
Кроме того, врио главы заявил о намерении ликвидировать агентства по делам молодёжи и туризма, слив их в близкие по духу министерства. При этом добавил :
- Я вообще не понимаю, зачем какую-то возрастную категорию выделять и создавать под неё целую структуру.
Однако, фактически ломая выстроенную Гайзером структуру органов власти, Сергей Анатольевич демонстрирует явные сходства со своим предшественником. В частности, во время своей тронной речи он жёстко раскритиковал правительство и муниципалов за провал первого этапа программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, грозя муниципалам штрафными санкциями. Ровно тоже самое делал и Гайзер год назад на заседании правительства, и премьер Тукмаков, явно с подачи главы республики, заявил, что один из руководителей муниципалитетов лишится своего места.
Ещё одна общая черта – жёсткая встроенность в путинскую вертикаль. Согласно Конституции России, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Между тем и Гайзер, и Гапликов фактически рассматривают муниципалов как своих подчинённых. Но в той же степени они признают федеральную власть, как более высокую инстанцию, не считаясь с конституционным разграничением полномочий. Весьма показателен совет Сергея Анатольевича представителям Коми в Совете Федерации ложиться на коврик возле кабинета того или иного министра, добиваясь подписания нужного для республики документа.
На мой вопрос о судьбе недостроенных объектов, таких как набережная в Сыктывкаре и санаторий в Серёгове (их пробивал лично Гайзер), Гапликов толком не ответил, а пустился в рассуждения о том, что не так уж полезно государственно-частное партнёрство. Впрочем вполне возможно, что он не знает ответа, поскольку просто не успел ознакомиться с ситуацией с этими объектами. Между тем идею ГЧП активно продвигал его предшественник.
В общем, и Гайзер, и Гапликов выглядят как жёсткие прагматики, целиком принимающие условия игры, навязанные сверху. Однако в деталях они порой расходятся.
P.S. Сегодня в «НВ» вышла моя статья про Гапликова. Она была написана до встречи в Администрации. Но эта встреча, в общем, ничего не изменила.