Самое главное в деле Гайзера, я считаю, не количество украденных миллиардов и схемы этого воровства, а ответ на вопрос: почему этой организованной преступной группировке удавалось пятнадцать лет осуществлять свою преступную деятельность без реакции правоохранительных органов и без возмущения обворовываемого населения..
Из совокупности причин я считаю основными два момента: идеологический и правовой.
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА: РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ
Сам по себе Гайзер не является ключевой фигурой. Это ставленник команды, главные роли в которой играли три человека: Зарубин, Чернов и Ромаданов. Гайзер был свадебным Главой, на что я не раз указывал в своих публикациях и комментариях, приводя в качестве доказательства то приметной обстоятельство, что Гайзер каждый день мелькает в региональных новостях, как присутствующий на различных мероприятиях и торжествах, где то разрезающий ленточку, где то поздравляющий ветеранов или проводящий очередное совещание.. и довольно часто по борьбе с коррупцией). При такой загруженности «общественными заботами» просто невозможно ещё заниматься и экономикой региона. Главной фигурой с этой команде Региональной власти все считали Чернова-Менакера.
Чернов, из всей команды, выделяется наибольшей интеллектуальностью, что и отразилось в «работе с населением». Если в 1917 году для захвата и удержания власти требовалось, в первую очередь, захватить вокзалы, мосты и телеграф, то в современное время начинать захват и удержание власти надо со средств массовой информации.
Так в республике, шаг за шагом, были ликвидированы все газеты, которые могли считаться независимыми, и отказались «лечь» под руководство региона. Первой прекратила своё существование наиболее популярная в регионе газета «Молодёжь севера», затем газета «Зырянская жизнь», последней пала старейшая газета Республики «Красное знамя», но которая удержалась на последнем рубеже, продолжив своё существование в виде сайта.
Параллельно были созданы и хорошо финансировались новые печатные издания. Был создан свой региональный телевизионный канал «Юрган», чем не каждый регион может похвастаться. И со всех этих СМИ на население Республики сыпалась положительная информация о руководстве региона и успехах правительства, о новых домах для переселения, о новый объектах социально-культурного направления, о добром отношении к ветеранам.. и другая подобная информация, с помощью которой у населения формировали мнение о Гайзере и руководстве Республики, как о бескорыстных и заботливых чиновниках, чья деятельность направлена исключительно на заботу о процветании региона и его граждан. И формирование у населения положительного имиджа о руководителях Республики имело огромный результат, что не раз выражалось в большом проценте проголосовавших на выборах Республики за Гайзера и его ставленников.
Так же стоит отметить то обстоятельство, что эта ОПГ не отличалась кровожадностью. Чернов, как умный человек, понимал, что откровенные расправы и убийства непременно привлекут внимание к Региону со стороны Москвы. Чернов действовал, в отношении своих противников и недругов, методом, как сейчас принято выражаться, "мягкой силы", не уничтожая их, а выдавливая из власти или задавливая экономически. Помню одно его публичное выражение: - Во власти злодеев нет!
Только хорошей идеологической обработкой сознания граждан можно объяснить то обстоятельство, что при таком низком уровнем жизни основной массы населения, при всех очевидных недостатках и провалах обещанных улучшений под названием «Территория мечты», за Гайзера шли голосовать даже те, кто живёт в разваленных бараках 60-х годов, где канализация уходит под дом, без всяких программ на переселение.
Не малую роль в обработке сознания граждан и формирования положительного имиджа власти региона, сыграла Общественная палата Республики Коми, которая формировалась непосредственно под руководством Чернова, которая успешно создавала иллюзию заботы Руководства республики о благе народа. Насколько ручной является общественная палата можно судить по тому факту, что ещё до выборов Председателя палаты было заранее изготовлено удостоверение Председателя палаты на имя ныне действующего. И не смотря на то, что я придал огласке этот факт, все члены палаты проголосовали за того, на кого уже было изготовлено удостоверение, т.е. за того, кто был нужен Чернову.
Другим фактом, хорошо подтверждающим ангажированность и полное раболепие Общественной палаты перед властью региона, является избрание в её члены известного своими антироссийскими выступлениями Леонида Зильберга, о котором всем членам палаты было хорошо известно, что он демонстративно не встаёт на торжественных заседаниях под гимн России, называет Георгиевскую ленту «колорадской» и делал провокационные призывы гомосексуалистам Сыктывкара играть публичные свадьбы. Не смотря на все эти «заслуги» за ангажированного Черновым своего человека Леонида Зильберга проголосовали почти все члены палаты.
Не менее ручными были и депутаты ГосСовета, что хорошо подтверждает тот факт, что когда на место Председателя Законодательного собрания региона Чернов решил поставить своего однокашника из Питера, человека никогда ранее не появлявшегося в Коми, все члены республиканского парламента с готовностью проголосовали за неизвестного никому ранее господина Ковзеля. Не зря господин Чернов говорил, что в наш Государственный Совет он может избрать даже лошадь. Законодательная база, в лице депутатов, преступному сообществу была обеспечена. И в этом не малую роль играл Избирком Республики Коми, обеспечивший нужный подсчёт голосов, почему никого и не удивляет ещё одна статья, вменяемая правой руке Чернова в идеологической работе Павлу Марущаку - фальсификация результатов выборов.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА: РАБОТА С КЛАНОМ
Но хорошо организованная идеологическая работа обеспечивала спокойствие населения, не смотря на их низкий уровень жизни, создавая правильно выстроенное «королевство кривых зеркал». Лицевой стороной медали беспрепятственной преступной деятельности этого преступного сообщества является хорошо налаженная работа с руководителями силовых ведомств и судов.
И почва для налаживания мафией отношений с федеральными органами власти в Республике Коми является самой благоприятно. Если посмотреть на персональный состав кадров наших судов и правоохранительных органов, то создастся впечатление, что наши правоохранительные структуры и суды это один сплошной семейный подряд! Почти каждый новый прокурор на руководящей должности или новоиспечённый судья, является в какой либо степени родственником тех, кто занимает или недавно занимал высокие должности в федеральных органах власти.
Весь отбор на руководящие посты или судебные кресла производится в регионе исключительно по принципу родственно-половых связей. Я в 2012 году составлял неполный список этих родственных связей, и он был опубликован на сайте 7х7 Республика Коми (Генеалогическое древо региональных чиновников), и даже удалось провести круглый стол в Общественной палате РК на эту тему, заявленный под невинным с виду названием: «Нарушение прав граждан на равные доступ к Государственной службе», где я презентовал этот список, естественно, оставшийся без внимания СМИ.
По сути, в регионе федеральные органы власти представляют из себя клановую структуру, выстроенную на основе родственно-половых связях, и как любая клановая структура, эти органы защищают, прежде всего, свои клановые интересы. И с руководителями таких структур, организованному преступному сообществу Чернова-Гайзера, наладить нужные отношения не представляло особого труда.
Мы не можем утверждать о финансовой стороне этих отношений, за неимением доказательств, но, в отличии от денежных средств, «борзые щенки» чаще всего видны не вооружённым глазом.
Так, к примеру, бывший прокурор Республики Коми, возглавлявший надзорное ведомство Региона с 2008 по 2011 год, стал депутатом Государственной думы от Республики Коми. Как раз в эти три года происходили массовые захваты ОПС Чернова-Гайзера наиболее эффективных промышленных предприятий в Республике Коми. Согласитесь, что есть основания задаться вопросом, а нет ли параллели между тем фактом, что прокуратура ничего преступного не замечала в деятельности руководителей региона и возможностью прокурора Поневежского стать депутатом Государственной думы от Республики Коми.
Но если пример с прокурором Поневежским ещё можно принять не за услугу Руководства республики, а за волеизлияние граждан, проголосовавших за Поневежского, включённого с список кандидатов от Регионального отделения партии «Единая Россия», членом политсовета коей являлся Гайзер, то другой показательный пример имеет признаки более ярко выраженной «услуги» со стороны Руководства республики.
В Республике Коми существует свой региональный Конституционный суд. Это заведение занимается дачей заключений о соответствии Закоов, принимаемых Государственным Советом Республики Коми, Конституции РК, но только, если кто-то с этим запросом обратится в Конституционный суд РК.
Конституционный суд РК, имеющий в своём составе пять судей и пятнадцать человек помощников и секретарей , рассматривает всего порядка десяти дел в год! Столько же дел один Мировой или Районный судья рассматривает в течении двух-трёх дней. По сути, не существует более тёплого места для государственного или муниципального служащего, где можно, практически, ничего не делать круглый год и получать, при этом, за несколько сотен тысяч рублей в месяц. Устроится на такое место – голубая мечта бездельника за бюджетный счёт!
Согласно ст.8 Закона Республики Коми «О Конституционном суде Республики Коми» принятого в 1994 году, судьёй КС РК мог стать гражданин, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической деятельности не менее 10 лет.
Казалось бы, ничего удивительного в этой норме нет! Всё разумно. Но вот в 2007 году Государственный Совет Республики Коми находит изъян в этой статье Закона, и принимает изменения в статью восьмую, которая стала звучать так:
«Судьей Конституционного Суда Республики Коми может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи федеральными конституционными законами, федеральными законами»
Ну как тут не задаться вопросом, с какого рожна Государственный Совет вдруг так низко снизил планку требований к кандидатуре на должность судьи Конституционного суда Республики Коми!? Разве что потому, что никто из более опытных юристов не хочет идти работать в КС РК. Но что бы на такую пушистую работу (слово «лёгкая» даже не подходит), и за такие не малые деньги, не нашлось желающих, сложно представить.
Всё стало понятно, когда Глава Республики Коми, Вячеслав Гайзер, представил Государственному Совету РК для утверждения на должность судьи Конституционного суда Республики Коми молодого человека Басманова Дениса Николаевича… сына Руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Республике Коми господина Басманова Николая Алексеевича, бывшего ранее Первым заместителем Прокурора Республики Коми.
Господин Гайзер помог сыну начальника Следственного управления по Республике Коми получить, чуть ли не с детства и пожизненно, пушистую и хорошо оплачиваемую работу.
При таком раскладе таким ли уж удивительным видится то обстоятельство, что Следственное управление СК России по Республике Коми пятнадцать лет не видело в деятельности руководителей региона никаких преступных деяний???!
Конечно, я не исключаю, что и депутатский мандат Прокурору региона, и мантия сыну Руководителя Следственного управления , это не «борзые щенки» за плохое служебное зрение, а стечение благоприятных обстоятельств. Но если это так, то тогда почему пятнадцать лет ни Прокуратура РК, ни Следственное управление региона не видели преступных деяний руководства Республики Коми?
Спишем всё исключительно на ум и хитрость руководителей этого преступного сообщества, сумевших так хорошо организовать преступный промысел, что простые граждане региона могли видеть следы этих преступления, а правоохранительные органы Региона ничего не замечали…
Думаю, предложенная версия устроит большинство граждан: как из числа простого населения, так и силовых структур и судов……
Сейчас у нас в Республике, по сути, новые руководители силовых ведомств и новый руководитель региона. Очень хочется верить, что их взаимодействие пойдёт в ином ключе…