ОТСИДЕВ ЗА МОШЕННИЧЕСТВО В ТЮРЬМЕ,
величайший фальсификатор произведений живописи Джон Майатт поклялся никогда больше не брать в руки кисти и краски. Но нарушил слово по просьбе... Скотленд-Ярда

В лондонской галерее «Castle Gallery» открылась персональная выставка одного из самых необычных современных художников, который заработал около 20 миллионов долларов на продаже с аукционов поддельных шедевров

Его зовут Джон Майатт. Ему 63 года. Еще недавно он сидел в тюрьме за... подделку произведений знаменитых мастеров живописи! Скотленд-Ярд считает, что Джон совершил крупнейшую аферу XX века в области изобразительного искусства. Знатоки называют Майатта самым талантливым фальсификатором в мире. А бывшие сокамерники по тюрьме в Брикстоне окрестили его просто — Пикассо.

Эта криминальная история со счастливым концом началась в 1983 году. Джон Майатт, учитель рисования, овдовел. Небольшого жалования не хватало на то, чтобы прокормить себя и двоих несовершеннолетних детей. Он брался за любую работу — ничего не помогало. Тогда Джон дал объявление в газету, предложив «идеальные копии мировых шедевров за 150 и 200 фунтов стерлингов». Некоторое время спустя ему позвонил мужчина, назвавшийся профессором Дрю. Он заявил, что является крупным специалистом в области ядерной физики, поэтому в некотором смысле ограничен в свободе передвижения, и попросил Джона не удивляться тому, что они не смогут пока познакомиться лично. Майатта это не смутило: ведь профессор заказал сразу несколько работ. На протяжении последующих двух лет Дрю купил у учителя рисования 14 копий. Джон был счастлив!

В 1986 году «физик» снова вышел на связь и попросил написать картину в стиле известного кубиста Альберта Глейцеса. Заказ был выполнен. Вскоре Дрю позвонил и сообщил Майатту, что продал картину... с аукциона «Кристис»! И купили ее за 25 тысяч фунтов (почти 50 тысяч долларов). Неделю спустя Джон получил коричневый конверт, в котором лежала половина вырученных денег. Их хватило на то, чтобы решить все его финансовые проблемы. А Дрю предложил постоянное сотрудничество. «Я был поражен, не мог понять, как эксперты «Кристис» не определили подделку! Ведь вместо красок я использовал эмульсию для внутренних работ и жидкий клей!» — вспоминает Майатт.

За семь лет Джон написал по заказу профессора Дрю более 200 картин в стиле самых разных художников — Матисса, Моне, Пикассо, Модильяни, Ван Гога, Шагала... В 1995 году Майатта арестовали. Он согласился сотрудничать с полицией. Удалось проследить большую часть его подделок. Однако на сегодняшний день в чьих-то коллекциях хранятся примерно 80 картин, написанных Джоном по заказу профессора Дрю. Их владельцы даже не догадываются, что купили на аукционе подделки! Скотленд-Ярд считает, что общая сумма, которую мошенники получили в итоге, превышает 10 миллионов фунтов стерлингов (20 миллионов долларов). Правда, Дрю забирал львиную долю.

Суд смилостивился над талантливым фальсификатором. Учтя помощь, которую Джон оказал следствию, его приговорили к году тюремного заключения. Отсидел он и того меньше — четыре месяца. Вся администрация Брикстона ходатайствовала о его досрочном освобождении: он написал портреты начальника и половины охранников. Не отставали и заключенные. Они меняли телефонные карточки на рисунки Джона, которому хотелось чаще разговаривать со своими детьми. Выйдя на свободу, он поклялся, что больше никогда не возьмет в руки кисти и краски. Майатт женился во второй раз. Стал набожным. По воскресеньям посещает церковь, в которой играет на органе. У него уже пятеро детей.

Возможно, никакой персональной выставки в лондонской галерее «Castle Gallery» и не было бы, если бы не... Скотленд-Ярд. Следователь, который вел дело Майатта, попросил об услуге — написать портрет его семьи. Джон не мог отказать. Картина удалась на славу. И тогда инспектор полиции уговорил талантливого художника заняться любимым делом. Только теперь Майатт честно ставит рядом с подписями признанных мастеров, в чьем стиле он пишет, собственную.

В интервью британской газете «Индепендент» Джон слегка приоткрыл секреты того, как он работает, как ему удается столь точно передавать чужой стиль, чужую технику. «Я прихожу в музей и внимательно изучаю картину, которую затем хочу использовать. Не делаю при этом никаких зарисовок, пометок. Раньше было нельзя: мог вызвать подозрения. Теперь уже нет необходимости. Минут 20 я словно гипнотизирую полотно. Потом еду домой и приступаю к работе. Все! Картина у меня в голове, словно файл в памяти компьютера... Кроме этого, изучаю биографию художника. Мне важно знать все. Я словно воскрешаю тех, кто дарил ему вдохновение. Сейчас кажется, что время позволяет мне писать новые главы в жизни знаменитых мастеров…»

http://sobytiya.net.ua/archive,date-2008_10_06,article-otsidev_za_moshennichestvo_v_tyurme_v/article.html

От фальсификации к легальному бизнесу. Художник Джон Майатт

 

Джон Майатт - художник, живописец, его можно было бы так назвать, если бы не одно но… Он занимается подделками.



Еще недавно он сидел в тюрьме за... подделку произведений знаменитых мастеров живописи! Скотленд-Ярд считает, что Джон совершил крупнейшую аферу XX века в области изобразительного искусства. Знатоки называют Майатта самым талантливым фальсификатором в мире. А бывшие сокамерники по тюрьме в Брикстоне окрестили его просто - Пикассо (других художников они просто не знали).



Эта криминальная история со счастливым концом началась в 1983 году. Джон Майатт, учитель рисования, остался с двумя маленькими детьми. Небольшого жалования не хватало. Он брался за любую работу - ничего не помогало. Тогда Джон дал объявление в газету, предложив «идеальные копии мировых шедевров за 150 и 200 фунтов стерлингов». 



Некоторое время спустя ему позвонил мужчина, назвавшийся профессором Дрю. Он заявил, что является крупным специалистом в области ядерной физики, поэтому в некотором смысле ограничен в свободе передвижения, и попросил Джона не удивляться тому, что они не смогут пока познакомиться лично. 

Майатта это не смутило: ведь профессор заказал сразу несколько работ. На протяжении последующих двух лет Дрю купил у учителя рисования 14 копий. Джон был счастлив!



За семь лет Майатт написал 180 картин, и все они, пройдя соответствующую экспертизу высококлассных экспертов, были признаны оригиналами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Матисса, Ренуара и других, и проданы на аукционах Кристи и Филипс в Лондоне, а также в Париже и Нью-Йорке.



В 1995 году Майатта арестовали. Он согласился сотрудничать с полицией. Удалось проследить большую часть его подделок. Однако на сегодняшний день в чьих-то коллекциях еще хранятся картины, написанных Джоном по заказу профессора Дрю. Их владельцы даже не догадываются, что купили на аукционе подделки! 

Скотленд-Ярд считает, что общая сумма, которую мошенники получили в итоге, превышает 10 миллионов фунтов стерлингов (20 миллионов долларов). Правда, Дрю забирал львиную долю.



Суд смилостивился над талантливым фальсификатором. Учтя помощь, которую Джон оказал следствию, его приговорили к году тюремного заключения. Отсидел он и того меньше - четыре месяца.

Вся администрация Брикстона ходатайствовала о его досрочном освобождении: он написал портреты начальника и половины охранников. Не отставали и заключенные. Они меняли телефонные карточки на рисунки Джона, которому хотелось чаще разговаривать со своими детьми. 



Выйдя на свободу, он поклялся, что больше никогда не возьмет в руки кисти и краски. Тем не менее, даже такой «талант» оказался востребованным.

«После того как я вышел из тюрьмы, - рассказывает Джон Майатт, - ко мне пришел полицейский из Скотленд-ярда (тот самый, который арестовывал) и сказал: «А нарисуй-ка и мне Моне». А потом прокурор: «Мне Сезанна»».



И тогда инспектор полиции уговорил талантливого художника заняться любимым делом. И в итоге художник вернулся к своему старому занятию, но теперь уже в легальном статусе. Теперь Майатт честно ставит рядом с подписями признанных мастеров, в чьем стиле он пишет, - собственную. 



Он создал компанию Genuine Fakes Ltd. («Подлинные подделки») и с тех пор на вполне законных основаниях организует выставки-продажи своих работ, зарабатывая тем самым себе и своим детям на жизнь. Оказалось, что многие люди готовы платить Майатту за его творчество пятизначные суммы. Майатт женился во второй раз. Стал набожным. По воскресеньям посещает церковь, в которой играет на органе. У него уже пятеро детей.



По словам Майата, его работы не только повторяют знаменитые творения Поля Гогена, Амедео Модильяни или Альберто Джакометти, но и носят черты его собственного стиля. Однако если заказчик желает, он может создать и абсолютную копию.



В настоящее время Джон Майатт официально продает подделки, разница между оригинальными картинами и копиями - это подпись художника на обороте и надпись «Подделка». Некоторые коллекционеры проводили эксперимент: вывешили рядом две картины и просили гостей определить, где оригинал. Пока никто не смог найти отличие между полотнами.



В интервью британской газете «Индепендент» Джон слегка приоткрыл секреты того, как он работает, как ему удается столь точно передавать чужой стиль, чужую технику. 

«Я прихожу в музей и внимательно изучаю картину, которую затем хочу использовать. Не делаю при этом никаких зарисовок, пометок. Раньше было нельзя: мог вызвать подозрения. Теперь уже нет необходимости. Минут 20, я словно гипнотизирую полотно. Потом еду домой и приступаю к работе. Всё!



Картина у меня в голове, словно файл в памяти компьютера... Кроме этого, изучаю биографию художника. Мне важно знать все. Я словно воскрешаю тех, кто дарил ему вдохновение. Сейчас, кажется, что время позволяет мне писать новые главы в жизни знаменитых мастеров…»

Джон Майатт.



Вот такая история художника Джона Майата, в результате которой обнаружилось, что торговать «настоящими подделками» намного выгоднее, чем выдавать их за подлинники.

Одновременно Майатт уверяется, - около тридцати процентов того, что выставляется сегодня в галереях современного искусства, - подделки. Он исходит из того, что более 120-ти его картин, написанных еще в криминальный период, до сих пор не найдены, и находятся в самых известных коллекциях мира, в том числе и российских.

Источник: Сайт «John Myatt» 
+ интернет


http://www.liveinternet.ru/users/dispepsia/post269134469/

P.S.

Большое спасибо Наташе Полищук за тему и вдохновение к созданию этой записи. Её пост можете почитать здесь:

Гений фальсификации

     Помните статистика Новосельцева из «Служебного романа», которого бросила жена с двумя детьми: мальчиком и мальчиком? Он после этого еще стал начальником отдела легкой промышленности. А вот английский преподаватель живописи Джон Майатт, когда его бросила жена с двумя детьми, с мальчиком и девочкой, поступил иначе – он стал одним крупнейших фальсификаторов в истории мировой живописи.


     Как вспоминал потом Джон Майатт, дело начиналось так: «Старшей было три, младшему год, когда жена сбежала. Я бросил преподавать – было обидно обучать чужих детей, когда на своих не хватает ни денег, ни времени. И поместил объявление в журнале Private Eye: «Подлинные подделки XIX-XX вв. быстро и от 150 фунтов».
    Позвонил какой-то человек из Оксфорда, представился профессором Дрю, попросил два «Матисса». Затем заказал «Пикассо», «Дали», «Ван Гога». Потом попросил несколько картин в стиле малоизвестных кубистов. А потом мистер Дрю пришел с чемоданом денег и сказал: «Я продал твоих кубистов на аукционе как оригиналы за 25 тысяч фунтов, и половина из этих денег твои. Предлагаю поставить «недосказанное великими» на конвейер. И брось кочевряжиться, мы же не сирот обираем». И уговорил…
ДЖОН МАЙАТТ Желтая одалиска. Картина «под Анри Матисса»
.
     «Таким образом, – как говаривал капитан Жеглов из «Место встречи изменить нельзя», – возникло преступное сообщество, именуемое в простонародье "шайкой", которое начало с большим успехом "бомбить фраеров ушастых"». И в результате с 1987 по 1994 год через аукционные дома Кристи, Сотбис и Филлипе а также дилеров Лондона, Парижа и Нью-Йорка в частные коллекции и музеи прошло около 200 «шедевров» Матисса, Шагала, Бена Николсона, Ле Корбюзье, Дюбюффе, де Сталя и пр., в исполнении Джона Майатта.
     Все картины сопровождались заключениями авторитетнейших экспертов от искусства, которые были уверенны в подлинности работ. Майаттовскую картину «Всегда обнаженная» под Джакометти, например, эксперты единодушно признали лучшим Джакометти из тех, что им доводилось видеть.
ДЖОН МАЙАТТ Голова человека. Картина «под Альберто Джакометти»

     Трудились по классической схеме: Майат делал картины, а Дрю их продавал. Технология Майатта была проста – нужно узнать о гении все: где, когда, почему, как, и стать им на одну неделю. «Я ведь не писал копии, – объяснял Майатт. – я создавал еще одну картину Иоганна Вермера, которую он мог бы написать, но не написал». В свою очередь Дрю тоже творчески подходил к сочинению «истории картины» и никогда не говорил покупателям, что нашел её у бабушки на чердаке.
ДЖОН МАЙАТТ Девушка с жемчужной сережкой. Картина «под Иоганна Вермера»

     Он втирался в доверие к родственникам художника, выведывал семейные тайны, а затем подделывал переписку мастера, скажем, с другом или любовницей. В одном из писем художник в деталях описывал свою новую картину, которую в действительности в это время писал Джон Майатт. Дрю подкладывал необходимые документы в закрытые архивы музеев, изготавливал фальшивые сертификаты подлинности картин, умудрялся вносить изменения в каталоги прошедших выставок.
     Причем, делал Дрю все безупречно. Так, Алан Боунесс, бывший глава галлереи Тейт, зять Бена Николсона, принял две подделки под своего же тестя Николсона за подлинники прежде всего потому, что они имели безупречную «историю». К тому же в конце 80-х – начале 90-х на художественном рынке случился бум, цены подскочили. И все стремились поскорее заполучить и продать ходовую живопись, и не проводили очень уж тщательную экспертизу картин.
ДЖОН МАЙАТТ Синяя линия. Картина «под Бена Николсона»

     Но в конце 1994 года Майатт начал уставать от однообразной работы, стал попивать, а Дрю требовал от него все новых и новых картин. И в сентябре 1995 года Майатт пошел в полицию, и чистосердечно раскаялся в том, что изготавливал фальшивки. По его оценкам, он заработал около £ 275,000, предложил их вернуть и помочь осудить Дрю (всего парочка заработала около 3,7 млн. долларов, и Дрю забирал себе львиную долю добычи).
     Может Джон это сделал спьяну, а может это был хорошо продуманный шаг художника, которому надоело быть копиистом (помните мой пост о «клейме Фаберже», где была аналогичная история?). Но как бы там ни было, полиция задержала Дрю по обвинению в торговле поддельными картинами и фальсификации документов. Удалось установить местонахождение около шестидесяти из более чем двухсот подделок Майатта (в основном тех из них, которые находились в музеях и галереях).
     Судьбу других работ, которые ушли в частные коллекции, установить так и не удалось – никто из частных коллекционеров не захотел признаться, что у них на стенах висит не купленные за большие деньги подлинники Матисса и Шагала и Пикассо, а работы Майатта в их стиле.
ДЖОН МАЙАТТ Кодакес. Картина «под Пабло Пикассо»

     В итоге, ровно 14 лет назад, 13 февраля 1999 года, Джон Майатт был приговорен к одному году тюрьмы и был выпущен в июне того же года, отбыв четыре месяца из установленного приговором срока. Джон Дрю был приговорен к шести годам тюрьмы, из которых отсидел два.
    И я думаю, что когда судья выносил им такие мягкие приговоры, то он рассуждал примерно так: «Чай не сирот эти проходимцы обворовывали. А если какие-то богатенькие буратины хотят и дальше выдавать у себя дома подделки Майатта за оригиналы Россетти, то кто им доктор? А... не жалко – по минимуму, с правом на досрочное освобождение».
ДЖОН МАЙАТТ Пандора. Картина «под Данте Габриеля Россетти»
.
     В результате, Майатт получил хорошую рекламу, по выходу из тюрьмы создал компанию «Подлинные подделки» и теперь на законных основаниях устраивает выставки-продажи своих работ, которые теперь стоят немало. При этом, он утверждает, что около тридцати процентов того, что выставляется в галереях современного искусства – это фальшивка, а в какие миллионы оценивается оборот рынка подделок, никто точно сказать не может. Как и мало кто может достоверно отличить отличную подделку от оригинала.
     В 2007 году в Мюнстере при помощи полиции была организована выставка «Оригинал и подделка в диалоге», на которой рядом с подделками Дали, Пикассо, Маттисса, Модильяни и других художников висели их оригиналы, а посетителям предлагалось попытаться определить где оригинал, а где подделка. Перед допуском посетителей на такой же вопрос предложили сначала ответить экспертам, но те отказались…
ДЖОН МАЙАТТ Жанна Эбютерн. Картина «под Амедео Модильяни»


     Так что если вам повезет побывать в гостях у нашего миллионера, и он похвастается перед вами работами Модильяни, Моне, Миро, Россетти, то их скорее всего изготовил Майатт и его коллеги.

http://oadam.livejournal.com/274888.html