«7x7» публикует речь журналисты Игоря Бобракова, которую он произнес 19 декабря 2013 года на круглом столе «СМИ и борьба с коррупцией: содействие или противодействие», который состоялся в Агентстве Коми по печати и массовым коммуникациям. В ней он высказывал мнение о том, что подконтрольные СМИ в регионе покрывают чиновников-коррупционеров. После арестов бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера и его коллег, это выступление почти двухгодичной давности вновь стало актуальным.

 

 

Я хочу напомнить, что тема «СМИ и борьба с коррупцией: содействие и противодействие». Правда, я из формулировки не очень понял, содействие и противодействие СМИ чему — борьбе или коррупции. На мой взгляд, средства массовой информации в большей степени содействуют коррупции и противодействуют борьбе. Я поясню, почему.

Коррупция, напомню, иностранное слово, нелюбимое всеми, но любимое мной, потому что в переводе с греческого оно означает «порча». Порча государственной власти, государственной системы. Самой государственной власти, государственной системе не очень-то нравится сообщать о порче. Никогда она этого делать не будет.

Единственный способ противодействовать, контролировать это — как-то со стороны. У средств массовой информации, я хочу напомнить, одной из функций является контроль над властью. Но для этого средства массовой информации должны быть абсолютно свободными и независимыми. У нас с этим дело обстоит плохо. Я могу назвать только два независимых средства массовой информации — это «7x7» и «Красное знамя». «Трибуна» и «КомиОнлайн» считаются независимыми, но они держатся нейтрально.

Теперь приведу конкретный пример. Что остается делать подконтрольным средствами массовой информации? В лучшем случае переписывать пресс-релизы. И то, я вам скажу, делается это очень осторожно.

 

 

Например. Два года Сыктывкаром руководил в ранге главы муниципального образования Николай Курсаков, против которого возбуждено уголовное дело. Практически во всех подконтрольных средствах массовой информации нигде не писалось, что против него возбуждено уголовное дело. Формулировка шла такая «проходит по делу». А проходить можно свидетелем, потерпевшим, кем угодно. Кроме «Красного знамени» и «7х7» никто не ставил вопрос — почему, как это так получается? Чиновник должен быть предельно честным. Как может руководить Советом города (реально руководит городом глава администрации) такой человек с таким делом? Этот вопрос активно поднимался только в газете «Красное знамя».

Можно поставить в вину и депутатам Совета — как они это терпели? Но когда терпение одного депутата лопнуло… Причем лопнуло тогда, когда уже было вынесено обвинительное заключение, и дело передано в суд. Лопнуло терпение депутата Эпштейна. И он на последней сессии Совета города потребовал поставить вопрос о его отставке в повестку дня. Но он оказался в абсолютном меньшинстве, его поддержал только депутат Моисеев. Только, когда Эпштейн покинул зал в знак протеста, сказал, что не может принимать бюджет, когда у нас такой председатель Совета, в след за ним покинул зал Моисеев. Они не сговаривались, это я видел.

Так вот, что удивительного. Ни одного журналиста, кроме меня и еще… не было. Но уже через два часа в «Комиинформе» и БНКоми появилась абсолютно лживая информация. Вернее, я бы сказал, заголовок лживый — «Два депутата пытались сорвать принятие бюджета». Они не пытались сорвать принятие бюджета. Для того, чтобы вообще сорвать сессию, сорвать бюджет — двоим депутатам уйти мало. Им надо подговорить группу. Там был какой-то момент с кворумом, проблема образовалась, но быстро решилась. Они честно сказали, из-за чего — вернее, Эпштейн сказал, Моисеев промолчал. Это значит, что эти СМИ покрывают Николая Курсакова. Им не хочется, не приятно об этом сообщать. Ясное дело, что они делают это не по своей воле. Не самим журналистам это хочется писать.

Второй пример. В газете «Красное знамя» появилась целая серия публикаций моего коллеги Сергея Сорокина о зарождении коррупции, скажем так, в нулевые годы в нынешнем виде. Писал очень острые материалы Валерий Черницын. И что в результате? На прошлой неделе на «Юргане» появился совершенно нелепый телесюжет, где Валерий Черницын и Сергей Сорокин выставлены как националисты.

Я очень хорошо знаю этих людей. Они никакие не националисты. Их даже близко к этому не лежало. Их просто облили грязью… Ну понятно, для чего это было нужно, как на них воздействовать через подконтрольные средства массовой информации.

 А в целом, когда смотришь наши телеканалы и читаешь газеты, то радуешься, какая власть у нас все замечательная. Елей такой сплошной льется. Такой власти, честно говоря, просто не бывает. Все мы люди, все ошибаемся, совершаем преступления, все, что угодно.

 

 

Третий пример. Кто сообщил из средств массовой информации о том, что на должность, наверное, одну из самых коррупционогенных — Агентство по управлению имуществом — назначен Ярослав Зиняк, против которого уже возбуждалось уголовное дело? Только газета «Красное знамя». Больше никто. Больше никто не упоминал об этом. Гробовая тишина. И даже после того, как на него было заведено второе уголовное дело в феврале этого года, тоже была тишина. И даже после того, как был вынесен приговор, он еще более месяца оставался на этой должности. И только в конце прошлой недели было подписано распоряжение о его увольнении и назначении нового человека…

Такие вопросы о том, как такие люди оказываются, должны подниматься всеми средствами массовой информации, будироваться, создавать, как вы правильно сказали, нетерпимость к коррупции. Вот именно, когда мы поднимаем вопросы, а не просто перепечатываем пресс-релизы… Спасибо, кстати, вашим пресс-службам. Говорю это искренне. Они высылают нам все вовремя, подробно. Но помощь в борьбе с коррупцией не должна сводиться к переписыванию пресс-релизов. И пока у нас не будет свободных средств массовой информации, реальной борьбы, содействия, по крайней мере, в борьбе с коррупцией со стороны СМИ ждать нельзя.