Не смог устоять перед ностальгическим флеш-мобом по 1990-м, развернувшимся в соцсетях и СМИ по всей стране. Романтизировать эти годы не хочется, но ретроспектива - так уж устроено наше сознание - выхватывает из памяти хорошее и делает гротескным и сюрреалистичным скверное.
 
Начало 90-х у меня совпало с годами учебы. Лекции, первые подработки переводчиком на охотах, которые приносили валютную выручку в качестве чаевых. И на эти деньги потом можно было неплохо жить, хоть и недолго. Бешено скачущие вверх цены и попытки выгодно продать свой ваучер. Жареная на вонючем масле картошка с луком, позаимствованные у соседей по общаге и бесконечный “Ремамба хара мамба ру” по телевизору, работавшему на алюминиевой вилке в качестве антенны. Невероятные эксперименты на студвесне в педе. Мы ставили “Мастера и Маргариту” и в самом конце по сценарию моего друга Александра Иконникова Мастер выкатывает на сцену пылающую кровать. Зрелищно, но ох и досталось нам потом на орехи за технику противопожарной безопасности.
 
“Караван культуры”, с которым в закрытый на протяжении десятилетий город Киров прибыла большая делегация иностранных гостей. Фотопроект “Газпрома” и Wintershall с фотографиями Вятки Сергея Лобовикова и молодых немецких фотографов. Они жили по съемным квартирам, приезжали и в мою родную деревню, чтобы поснимать российскую провинцию на переходе от одной формации в другую.
 
Потом был первый опыт журналистики в районной газете “Слободские куранты”. Новые для обывателя понятия - конкурсное производство, тендер, взаимозачет, бартер - были тогда в новинку и для меня, журналиста отдела экономики. Экономика тогда и сама еще училась жить по рыночным законам. Предприятия, которыми был так богат Слободской, дружно уходили в банкротство. Пивзавод, Игрушка, Швейная фабрика, Кожкомбинат... Некоторые выходили из него уже с новыми хозяевами, а иных нет и в помине.
 
Страшно вспоминать о полугодовых задержках по зарплате в школе и истеричных собраниях коллег, обещавших перекрыть трассу Киров - Слободской, если им не выплатят заработанные крохи. Платили. Продуктами в соседнем магазине, который получал зачет по местным налогам. К Новому году даже дали кое-какой алкоголь.
 
Но не было ощущения обреченности. Казалось - вот-вот, еще немного и все выправится. Государство снова наполнит бюджеты, предприятия снова начнут выдавать продукцию, а люди будут вспоминать об этом времени, как о чем-то далеком, бывшем совсем не с ними и совсем в другой реальности. Так, в общем-то и произошло. И многие моменты 90-х действительно вспоминаются с теплом, но повторения уже не хочется.
 
Оригинал