Сразу после громоподобного сообщения об аресте губернатора Республики Коми, такого успешного, такого лощёного, говорил с знакомым московским политологом:

- А ведь «снаряды» падают всё ближе и ближе…

- В каком смысле?

- Ну, это как при Сталине – если пришли за соседом, скоро придут и за тобой, он на первом же допросе заявит, что ты тоже анекдоты политические на общей кухне рассказывал

- В этом смысле ваш Орлов может не беспокоиться. Хорошавин – сидит (Александр Хорошавин, губернатор Сахалинской области, занимал высокий пост восемь лет, выдвигался лично президентом. Весной этого года арестован, против него выдвинуты подозрения по уголовным делам с нанесением ущерба в 5,6 млн. долларов и 15 млн. рублей), Север зачистили, следующий удар надо ждать по Центру… ну или по Уралу. Другой логики не просматривается.

Потом мы вспомнили аресты других губернаторов. Самый близкий нам обоим - арест главы НАО Алексея Баринова уже через год после всенародного (и последнего на том историческом этапе) избрания. Обвинения бывшему нефтянику были представлены смехотворные – строительство часовни на якобы бюджетные деньги, покупка квартир для необходимых АГД специалистов ещё на предыдущем месте работы и прочая невнятная мелочёвка. Последнему оленеводу тундры было ясно, что дело в неприязненных отношениях принципиального губернатора с сильными мира сего, что место освобождается под более сговорчивого. Ну, и дело пшиком закончилось, только украли у человека полтора года жизни, отняли килограмм здоровья и убрали из политики.

В случае с Гайзером всё обставлено с таким размахом, как будто взяли минимум Аль-Капоне. Пятый день в топах новостей, миллиарды украденных из бюджета денег растут и множатся, коллекция эксклюзивных часов соревнуется по стоимости с документами на покупку самолётов «для представительских нужд». И угрожающая аббревиатура ОПГ, типа, бандиты бывают не только в масках, но и в костюмах от Brioni. А то мы не знали…

Показательно, что в интернете, да и просто в приватных разговорах самому факту ареста никто не удивляется, вопрос о воровстве во власти давно решён народом, как само собой разумеешься – «а иначе зачем туда вообще идти?». Другое дело, что многие жители Республики Коми откровенно сочувствуют своему бывшему главе и ждут, что следующий будет значительно хуже.

И я вспоминаю то Коми, столицу Сыктывкар, которые увидел осенью 2000 года. Прилетел туда на неделю с директором Института прикладных технологий для подготовки губернаторских выборов. Первый же вечер принёс большое разочарование – не смогли поужинать в ресторане гостиницы, в которой остановились. Оказывается, места на пятницу нужно заказывать не позднее среды, в 300-тысячном городе всего пять точек приличного общепита, больше власти открыть не давали. И дискотеку единственную закрыли, объяснив каким-то странным инцидентом с оппозиционным журналистом, являвшимся в дополнение ещё и сексуальным меньшинством – типа, не фиг тут разврат разводить. Зато в магазине мне посоветовали брать любую местную водку, невзирая на ценник и оформление. Качество гарантировалось, ибо производство контролировалось лично губернатором Спиридоновым. Надо признать, не обманули. Однако общее впечатление осталось такое, что в следующей командировке мне Архангельск Марселем показался… было, с чем сравнивать.

В Москве знакомые бизнесмены уверяли меня, что Спиридонов непоколебим, на нём весь бизнес завязан, все связи. Однако проиграл он выборы своему заму Торлопову, поддержанному нефтяниками. В свою очередь Торлопов, которого сыктывкарские журналисты вспоминают как нечто блеклое и невнятное, типа архангельского губернатора Киселёва, пригласил в свою команду московского финансиста Вячеслава Гайзера, имеющего местные корни. Да непростые, отец из ссыльных немцев, но с отчеством Иосифович, мать – местная, из Прилузья. В принципе, уже этих данных достаточно для раскрутки перед выборами – местные корни в сочетании с немецкой педантичностью и еврейской предприимчивостью.

Однако штука в том, что первый губернаторский срок Гайзер получает из рук тогдашнего президента Медведева, конкурируя в списке претендентов со своим формальным шефом Торлоповым. Я навскидку не могу вспомнить аналогичных прецедентов. Что даёт повод предположить – Гайзер относится к, так называемому, либерально-экономическому блоку, конкуренту силового, хотя точных подтверждений этому я в интернете не нашёл. Наоборот, есть мнение, что арестованный губернатор был, чуть ли, не «один на льдине». То есть, ни к одной кремлёвской группировке не склонялся, был сам по себе, за что в итоге поплатился. Разговоры о том, что «крышей» Гайзера выступала «Ренова» Вексельберга смехотворны, ибо они сами ходят… известно под кем.

Настолько же мне кажутся наивными рассуждения о том, что Кремлю давно не нравился авторитарный стиль правления Гайзера, якобы скопированный им с северокавказских царьков без должных на то предпосылок. Во-первых, к подобному стилю правления стремятся в любом регионе, другое дело, что не у многих получается, и Кремлю он весьма по душе (результаты выборов тому доказательство). Во-вторых, это даже внешне не стиль Гайзера, что подтверждают знакомые журналисты, знающие его лично. Наоборот, вполне вменяемый человек, умеющий не только слушать партнёров, но и прислушиваться к подчинённым и просто неординарным людям.

Повторюсь, российское общество настолько скептически относится к мотивации идти во власть, что большинство наблюдателей склоняется к следующему - Следственный комитет, чуть ли, не рулетку запустил с номерами регионов, чтобы выяснить, кого сажать на этот раз. Но выполнял он якобы спецзадание Кремля, решившего наглядно показать в условиях нарастающего кризиса, что неприкасаемых в этой ситуации для него нет, не спасут ни голоса избирателей, ни сумма налогов, идущая в бюджет, ни места в политологических рейтингах. Возможно, подобный вброс делается на фоне участившихся разговоров о том, что «Путин своих не сдаёт». Это косвенно подтверждает поспешное заявление СК о том, что в «деле Гайзера» нет элементов показательной порки.

Слово коренному сыктывкарцу, профессору Дмитрию Несанелису, любезно согласившемуся прокомментировать ситуацию:

Арест Вячеслава Гайзера, его заместителя Алексея Чернова, вице-премьера Константина Ромаданова и других фигурантов возбужденного уголовного дела является, на мой взгляд, очень ярким проявлением системного кризиса, который переживает Россия. Примерно полтора месяца назад я поддержал в интервью одному региональному СМИ прогноз, согласно которому баррель нефти будет стоить в среднесрочной перспективе в районе $ 35. Кажется, этот прогноз сбывается. Кроме того, в декабре РФ придется платить по внешним долгам. Фактически свернуты арктические проекты. Да и на материке скоро, возможно, добыча нефти заметно сократится.

Скорее всего, в такой обстановке декларируемая «борьба с коррупцией» должна обеспечить федеральной власти высокий рейтинг доверия. Если моя гипотеза верна, то станет понятно, почему «стрелочника» решили найти именно в Коми. Это достаточно успешный регион, с неплохим бюджетом, развитой экономикой, привлекательным инвестиционным климатом. В республике неплохо выглядит и политическая составляющая, если подразумевать под ней электоральные успехи правящей партии.

В этом смысле громкие и показательные во всех смыслах аресты исходят, вероятно, из принципа «Бей своих, чтобы чужие боялись».

Если же говорить о нарушениях со стороны региональной власти, то их не могло не быть. Просто потому, что управлять территориями в полном соответствии с духом и буквой закона невозможно. И поэтому абсолютно в любом регионе нынешней РФ количество и качество нарушений, в том числе финансово-экономических, будет выявлено в прямой зависимости от политической воли федерального руководства.

Также известный в Северо-Западном регионе политолог сожалеет, что его родная республика фактически осталась обезглавленной в крайне сложный период. Несанелис высказывает предположение, что в ближайшее время их ждёт в качестве и.о. представитель силовых структур, такова логика развития событий.

Что ж, вполне вероятно, и это будет ещё одним косвенным подтверждением известной версии о кремлёвском противостоянии силового и экономического блоков, когда первые теснят и теснят вторых. Однако в новой конфигурации возвращения всенародных выборов глав регионов Москве придётся делать хоть какую-то скидку на избираемость присылаемого персонажа.

Есть такой в кадровой колоде? Узнаем уже на этой неделе…

(на фото: практически накануне своего ареста губернатор Гайзер с губернатором Орловым на Арктическом совете в Архангельске. Хорошо, что сейчас не 37-й год…)

Оригинал