Уголовное дело в отношении Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и практически всего руководства, возбужденное столь стремительно как гром среди ясного дела, не могло не возникнуть без санкции Кремля и вне всякого сомнения решение принято в самом главном кабинете страны.
Поражает масштаб и молниеносность арестов, да так, что невольно приходит аналогия с 37-м годом. Похоже на спецоперацию, подобной той, которую несколько лет назад провели против Саида Амирова, самого могущественного человека на Северном Кавказу после Кадырова.
Я лично не верю в безгрешность республиканского руководства. Думаю, не все там чисто. Но мотив уголовного дела не в этом. Россия -- страна, где все уровни власти воруют, злоупотребляют полномочиями, совершают преступления. Вряд ли Гайзер здесь лидер. Чем выше уровень, тем больше коррупции. В Кремле на много порядков больше делают зла, больше воруют, убивают, чем все регионы и региональные элиты вместе взятых. В Кремле творятся вещи страшнее. чем на окраинах.
Если кто-то думает, что главный мотив, которым руководствовалась российская власть -- борьба с преступностью, тот сильно ошибается. Путину это нисколько не нужно. Его окружение ворует гораздо больше, и ничего, сходит с рук. Как развалилось дело Сердюкова, Васильева похитив миллиарды. отделалась легким испугом. А тут такое. Все решения, принятые Кремлем, принимаются не в интересах народа и общества, не с учетом законности и правопорядка, а ради собственных выгод.
Никакой борьбы с коррупцией и преступностью здесь нет и в помине. Только для ушей общественности, но не реальные. Главный мотив, который движет действиями Путина, использовавшего Следственный комитет России, современный аналог НКВД, и занимающегося в основном политическими процессами: укрепить с каждым днем слабеющие позиции режима его личной власти. А для того, чтобы власть держалась, нужны успехи, или в крайнем случае, демонстрация или имитация успеха, чтобы поднять рейтинг. А побед у путинского режима нет. Ни на внешней арене, ни внутри страны. Война на Донбассе практически проиграна, если там объявили о перемирии, это поражение. В Сирии также ничего не ладится. Экономика рушится, Россия находится в изоляции, введены санкции, материальное положение населения ухудшается, стране грозит социальный взрыв.
У правящего режима нет успехов, а без них авторитаризм долго не протянет. СССР в последние годы своего существования держался только на победных реляциях. Как только перестали при Горбачеве говорить о победах, система рассыпалась. Поэтому Путину нужен успех хоть в чем-либо. Победить во внешней политике он не может, с экономикой справиться тоже, а коррупцию -- пожалуйста. Возьми любого и посади. Народу это понравится.
Второй мотив -- зачистка политического пространства. Прием, широко применяемый диктаторами, устранять лояльных. чтобы другие лояльные, стали еще лояльнее. Особо преуспел в этом Иосиф Сталин. Конечно, Путин не Сталин. Все-таки стилистика сильно различается. Если "отец народов" применял масштабные репрессии, с Гулагом и миллионами жертв, то "нацлидер" любит избирательное правосудие. Чтобы выстроить всех олигархов в шеренгу, не надо всех сажать, достаточно одного, чтобы запугать оппозицию, не надо хватать тысячи, достаточно нескольких, чтобы все республики СНГ боялись России, незачем воевать со всеми, достаточно с одной Украиной.
Следующий мотив -- уничтожить остатки федерализма к России, которые еще остались. Устрашить и запугать всех остальных руководителей субъектов федерации. Возможно это репетиция перед другими, еще более масштабными уголовными преследованиями региональных элит, представляющих более сильные регионы и республики. Если нынешняя спецоперация пройдет без сучка, без задоринки, как знать. не возьмутся ли за Татарстан, Башкортостан, Чечню? Это только лишь версия, в которой пока не уверен. Но Кремлем движет синдром страха перед будущим распадом России. Это вызывает перестраховку, стремление закрутить гайки потуже. Хотя от чрезмерной затяжки гайки механизм плохо работает, этим центральная власть не озабочена. Но возврат в унитарность приведет к обратному результату. Это только ускорит распад России.
Еще один мотив -- подготовка к будущим выборам в федеральные органы власти, через год в Госдуму, 2,5 года -- президента.
Вячеслав Гайзер, как ни крути, а все-таки остается законным главой, читай, президентом Республики Коми. Его, если не ошибаюсь, избрал народ республики на выборах. Хотя выборы проходили по искаженным стандартам "суверенной демократии", в стиле авторитаризма путинской России. Но это не отменяет самого факта. Путин здесь самым циничным образом противоречит самому себе, нарушает свои понятия. Он страсть как любит апеллировать, что нельзя свергать законную власть. Плачется, что свергли Януковича, Асада не признают, что его самого тоже хотят свергнуть. Но сам же свергает законно избранного главу РК. Чем Гайзер менее легитимен Януковича или Асада? Путин подрывает свою систему.
Путин говорил о сакральных жертвах, которые будет принесены ради политических дивидентов. Ну что ж, Гайзер стал одной из сакральных жертв.
Возможно, я в чем-то в своей аргументации и не прав, но в чем я абсолютно уверен и что во мне не вызывает никакого сомнения -- уголовное дело, возбужденное в отношении Главы РК и всего республиканского руководства не вызваны благими намерениями борьбы с преступностью, казнокрадством, коррупцией, ничего этого нет, а вызваны совсем другими интересами власти, Кремля, авторитарного коррумпированного режима России и лично Путина.