Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл получил из Центральной избирательной комиссии России копии заявлений депутата Государственной Думы и членов ЦИК РМЭ об отмене выборов Главы Марий Эл.
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В. Е. Чурову
Уважаемый Владимир Евгеньевич!
13 сентября 2015 года в единый день голосования в Республике Марий Эл состоялись выборы Главы Республики Марий Эл.
Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл (далее по тексту также – «ЦИК РМЭ») от 14.09.2015 № 152/1048, ЦИК РМЭ постановила: признать выборы Главы Республики Марий Эл состоявшимися и действительными; считать избранным на должность Главы Республики Марий Эл Маркелова Леонида Игоревича, получившего 131359 голосов избирателей, что составляет 50,78%, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Против принятия вышеуказанного постановления ЦИК РМЭ проголосовали два члена ЦИК РМЭ с правом решающего голоса из четырнадцати присутствующих на заседании. Будучи несогласной с протоколом в целом, а также с отдельными его положениями, член ЦИК РМЭ с правом решающего голоса Макарова Т. М. заявила о наличии у неё особого мнения, которое просила приобщить к протоколу о результатах выборов Главы Республики Марий Эл в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту также «Федеральный закон») о результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса
В соответствии с пунктом 7 статьи 72 Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» протокол о результатах выборов Главы Республики Марий Эл и приобщаемая к нему сводная таблица подписываются всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Два члена ЦИК РМЭ с правом решающего голоса, присутствовавшие на заседании ЦИК РМЭ 14 сентября 2015 года, отказались подписать протокол о результатах выборов Главы Республики Марий Эл и приобщаемую к нему сводную таблицу (далее по тексту также – «протокол»).
В соответствии с пунктом 8 статьи 72 Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» к протоколу приобщаются жалобы (заявления) на нарушения данного Закона, поступившие в ЦИК РМЭ в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления ЦИК РМЭ протокола о результатах выборов Главы Республики Марий Эл, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Центральной избирательной комиссии.
Член ЦИК РМЭ с правом решающего голоса Макарова Татьяна Михайловна отказалась подписать протокол не только в связи с несогласием со сведениями, содержащимися в протоколе и сводной таблице, но и в связи с тем, что на момент заседания ЦИК РМЭ имелось три нерассмотренных жалобы кандидата на должность Главы Республики Марий Эл Мамаева Сергея Павлиновича, поданных до заседания ЦИК РМЭ, о чём я известил комиссию в начале заседания – предложив исключить вопрос об определении результатов выборов Главы Республики Марий Эл из повестки заседания. При этом к протоколу, который предложил подписать председатель ЦИК РМЭ Н. К. Клементьев, не были приложены ни вышеуказанные жалобы, ни решения ЦИК РМЭ, принятые по этим жалобам (в связи с отсутствием таковых).
Согласен с тем, что член ЦИК РМЭ с правом решающего голоса Макарова Т. М. не имела права подписывать протокол, так как на момент заседания ЦИК РМЭ имелось три нерассмотренных жалобы кандидата на должность Главы Республики Марий Эл Мамаева Сергея Павлиновича, поданных до заседания ЦИК РМ – о чём всем присутствовавшим на заседании членам ЦИК РМЭ, включая председателя ЦИК РМЭ Н. К. Клементьева, было известно.
Таким образом, в нарушение закона протокол не подписан всеми присутствовавшими на заседании членами ЦИК РМЭ с правом решающего голоса – по моему мнению, данный протокол является ничтожным, что может служить основанием для отмены постановления ЦИК РМЭ от 14.09.2015 № 152/1048.
Считаю, что в ходе проведения данных выборов были допущены следующие нарушения порядка голосования и иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно протоколу, в выборах Главы Республики Марий Эл приняли участие 258 676 избирателей.
При этом число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составило 28 540 – что составляет 13,95% от числа бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования в день голосования (204 454 бюллетеня), и 11% от числа избирателей, принявших участие в голосовании (258 676).
При проведении досрочного голосования активно использовался так называемый «административный ресурс».
Использование административного ресурса выражалось, например, в следующем:
- избиратели, «желающие» проголосовать досрочно, как правило, прибывали на избирательные участки группами и под контролем определённых лиц, после чего организованно заполняли заранее подготовленные бланки заявлений, указывая однотипные (скорее всего, фиктивные) причины невозможности проголосовать 13 сентября 2015 года (например: «буду на выезде», «болею», «поеду к родственникам» и т.п.), после чего получали бюллетени для досрочного голосования и голосовали при той или иной степени контроля за волеизъявлением со стороны организаторов;
- массовый подвоз на транспорте работников средних и крупных предприятий (например, работников перерабатывающих сельхозпредприятий, в частности - птицефабрик «Акашево»);
- принуждение избирателей к участию в досрочном голосовании, нарушении тайны голосования (пример: «старший» или руководитель работника, которого привезли «проголосовать», находится в кабинке для голосования и наблюдает за тем, за какого кандидата голосует избиратель).
В заявлении о досрочном голосовании избиратель мог указать фиктивную причину (не соответствующую действительности), после чего бюллетени для досрочного голосования выдавались председателями избирательных комиссий без должной проверки уважительности причин и соответствия причин действительности.
Я отдаю себе отчёт в том, что доказывание фактов использования вышеупомянутого административного ресурса при проведении досрочного голосования затруднено, а в большинстве случаев практически невозможно – в первую очередь, по причине нежелания избирателей писать жалобы и давать письменные объяснения по фактам нарушения их избирательных прав (из опасения мести или иных неблагоприятных последствий со стороны работодателей и должностных лиц).
В то же время при проведении досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл допущены существенные нарушения как порядка голосования, так и иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей – данные факты нарушения порядка голосования и закона подтверждаются соответствующими документами.
04.09.2015 мной совместно с членом ЦИК РМЭ с правом решающего голоса Макаровой Татьяной Михайловной была проведена проверка соблюдения законодательства о выборах и референдуме в части организации и проведения досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл в Сернурской районной ТИК, Параньгинской районной ТИК, Мари-Туркской районной ТИК, Куженерской районной ТИК, Советской районной ТИК.
Довожу до Вашего сведения информацию о следующих выявленных существенных нарушениях федерального и регионального законодательства, допущенных при организации и проведении досрочного голосования.
При проведении досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл использовались обычные конверты, не соответствующие установленным законом требованиям: конверты не являлись специальными, конверты не являлись непрозрачными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
В целях обеспечения реализации вышеуказанных императивных норм права, законодатель принял специальную норму права, согласно которой конверты, используемые при проведении досрочного голосования, конверты должны быть не только непрозрачными, но и специальными: в соответствии с пунктом 8 статьи 65 Федерального закона при проведении досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты.
Аналогичные требования установлены региональным законодательством Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты.
При проведении досрочного голосования в вышеперечисленных территориальных избирательных комиссиях, а также, согласно имеющимся сведениям, во всех территориальных и участковых избирательных комиссиях, сформированных в соответствии с законом в Республике Марий Эл, использовались простые обычные бумажные конверты, используемые обычно для отправки почтовой корреспонденции. В некоторых избирательных комиссиях (например, в Советской районной территориальной избирательной комиссии) использовались простые обычные бумажные конверты, содержащие напечатанный текст и линии (поля), предназначенные для написания адреса отправителя, адреса получателя, почтового индекса и прочие атрибуты, характерные для конвертов, предназначенных для почтовых отправлений.
Использованные при проведении досрочного голосования конверты не являлись специальными ни по форме, ни по каким-либо свойствам или характеристикам, ни по источнику происхождения (не были заказаны специально).
Помимо того, что конверты, использованные избирательными комиссиями при организации и проведении досрочного голосования, не являлись специальными, они не являлись также и непрозрачными: степень прозрачности конвертов позволяет увидеть отметки, поставленные избирателем в бюллетене, при применении сильного источника света (например, при расположении мощной лампы за конвертом) – что не обеспечивает тайну голосования).
Считаю, что выявленные вышеуказанные нарушения законодательства о выборах и референдуме являются существенными и не позволяют достоверно выявить действительную волю избирателей.
Считаю, что выявленные нарушения не исключают искажение действительного волеизъявления избирателей.
В связи с нарушениями закона, допущенными при организации и проведения досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл, при досрочном голосовании не обеспечена тайна голосования, не была исключена возможность искажения волеизъявления избирателя, не была обеспечена сохранность бюллетеня и учёт голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Считаю, что в имеются основания для признания итогов голосования на выборах Главы Республики Марий Эл недействительными, установленные подпунктами «а» и «б» пункта 9 статьи 70 Федерального закона.
В связи с вышеизложенным прошу:
- признать незаконными действия Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, выразившиеся в использовании при организации и проведении досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл обычных (не специальных) конвертов;
- признать незаконным использование при организации и проведении досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл обычных (не специальных) конвертов;
- признать все результаты досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл недействительными;
- признать незаконным полностью постановление Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 14.09.2015 № 152/1048, приняв решение по существу – признав результаты досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл недействительными;
- признать итоги голосования на выборах Главы Республики Марий Эл недействительными.
Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл