Я не верю в возможность сохранения личности после того, как умерло тело, умер мозг. Есть такие люди, которые и при жизни не всегда личность сохраняют, распадаются на куски. А что уж говорить про после смерти. Когда-нибудь я стану землёй, стану водой, стану травой и, если честно, не очень беспокоюсь по этому поводу.
Религия интересует меня, и какое-то течение может быть близко мне мировоззренчески. Когда-то она была изобретена еще homo nenderthalensis. Могилы с цветами дошли от них до наших дней. Складывали человека в земную утробу в позе зародыша, в надежде, что он потом родится опять. Религиозные воззрения помогали не бояться смерти и регулировать взаимоотношения как с силами природы, так и внутри сообщества. Они закладывали моральные нормы, чтобы маленькие, по началу маленькие, сообщества могли выжить. Табу помогали преодолевать звериную сущность, не идти на поводу у инстинктов. На одних инстинктах человек бы не выехал. Хотя неандертальцам и это не помогло, вымерли. Отчасти они растворились в нас, что подтверждают генетики.
Со времен первобытного анимизма утекло немало воды. Теперь религий много, а внутри них много разных течений. Мы можем выбирать то, что нам ближе. Конечно, в рамках существующего законодательства. Поэтому я, мягко говоря, несколько удивилась, когда узнала, что мой старший сын будет изучать в школе Основы православной культуры, на что я никакого согласия не давала. Ничего не имею против православия, хотя РПЦ прилагает немалые усилия для формирования у мыслящей части общества как минимум антиклерикальных настроений. Однако считаю, что любая идеология, религиозная или нет, не должна преподаваться младшим школьникам. В том числе ради самой же идеологии. Самые радикально настроенные революционеры и безбожники выходили именно из семинаристкой среды. Когда человек формируется, формируется мыслящим, когда ему прививается именно критическое мышление, навязываемая идеология может вызвать отторжение и очень жесткое.
Для меня мысль важнее, чем вера. Процитирую философа Мераба Мамардашвили, которому сегодня исполнилось бы 85 лет: "Мысль есть нечто, во что мы заново, снова и снова должны впадать, "как в ересь", как впадают в любовь". Мне важнее было, чтобы ребенок научился мыслить, сопоставлять. Поэтому мы выбрали для него Основы мировых религиозных культур.
Проблема была решена довольно просто: я сходила в школу, выяснила в чем дело. Оказалось, большинство в его классе выбрали ОПК и моего младшего школьника автоматом отправили вместе со всеми, чтобы не путаться. Я, однако, возразила, что своего родительского благословения на это не давала. Мне предложили написать заявление. Написала. Теперь мой сын будет знать о том, что в мире есть разные религии и иметь о них представление. Аллилуйя!
Следующий случай, связанный с православием, удивил меня скорее приятно. Не так давно я разместила в своем фейсбуке запись о том, что Африканская православная церковь канонизировала музыканта Джона Колтрейна. Это такой саксофонист, один из ярких представителей фри-джаза.
Вот как с ним было дело. "Колтрейн был одним из самых влиятельных людей в мире джаза второй половины XX века. В 1967 году, когда музыканту оставалось жить совсем недолго, один из его концертов посетил саксофонист Бишоп Франзо Уэйн Кинг. Внезапно он понял, что музыка Колтрейна отлично подходит для церковных литургий.
В 1971 году Кинг основал Церковь Единого разума пресуществленного тела Христова, которой заинтересовалась Африканская Православная Церковь. Через 13 лет саксофонист получил степень доктора богословия и был посвящен в епископы. Возглавляемая им церковь была переименована в Африканскую Православную Церковь святого Джона Колтрейна, но после получения официального статуса уже не могла почитать Колтрейна только как великого музыканта.
Выход из ситуации нашелся довольно быстро: джазмена причислили к лику святых. После этого в церкви появилась икона с изображением Колтрейна. В правой руке он держит саксофон, из которого вырывается пламя, а в левой держит свиток со словами: «Давайте петь все песни Богу. Давайте следовать Ему правильным путем. Да, верно сказано "Ищите и обрящете".
У этой записи более тысячи репостов. Я всё думала, почему? Что так зацепило людей? Может быть то, что в кои-то веки православное было рядом с чем-то по-настоящему ярким и весёлым, с чем-то вполне современным, страстным, крутым и необычным. С чем-то, что делает религию живой, а не навеки застывшей в одних и тех же догмах?
Ну и напоследок вот вам мой любимый православный святой - Христофор, псиглавец по национальности. Люди средневековья считали их существование доказанным и спорили преимущественно о том, есть ли у этих создания душа. Победили те, кто считал, что есть. Результатом было появление нового святого и множества икон