Не проходит и дня, чтобы в информационном поле области не появилось сообщение о борьбе за собираемость налогов, платежей, договорных обязательств и просто платы за какой-нибудь капитальный ремонт. Ощущение, что эта тема становится этаким межведомственным ГТО. И зачеты сдаются по нормативам: кто быстрее соберет.
 
Оно и понятно. После кризиса удорожания всего и вся начался второй его виток - кризис неплатежей. Если схлопывание покупательской активности граждан ударяет, в основном, только по сферам торговли и услуг, то наполнение бюджетов всех мастей и сбор денег за оказанные уже услуги и предоставленные товары и кредиты - дело государственной важности. В этот процесс вовлечено огромное количество людей - начиная от рядового муниципального клерка и судебного пристава и заканчивая министром финансов.
 
Вот министр финансов области Елена Ковалева провела видеосовещание с органами местного самоуправления по мерам привлечения доходов в бюджеты. Она обратила внимание аудитории на то, что “в ряде муниципальных образований зафиксированы проблемы сбора поступлений по отдельным доходным источникам” и предложила “продолжить работу с работодателями, которые привлекают граждан к труду без заключения трудовых договоров и не отражают в учёте реально выплачиваемую заработную плату”.
 
Взяв под козырек, муниципалитеты зовут предпринимателей на свои комиссии - самостоятельные ли или с привлечением налоговых органов, прокуратуры, сотрудников пенсионного фонда. Явившись “на ковер”, те увещевают, что ситуация кризисная - оборотки нет, кредиты неподъемны, а платить зарплату сотрудникам требуется день в день. Но вынуждены давать обещания расплатиться. Иначе - проверки, штрафы и - не дай бог - уголовная статья. Проще уж совсем закрыться, и самому наняться в какую-нибудь службу мытарем.
 
То же происходит и на уровне взаимоотношений с гражданами: взимание все новых и новых обязательных платежей, штрафов, долгов по кредитам - становится отдельной сферой деятельности, высокодоходной и востребованной на рынке. А стартующая с 1 октября кампания по банкротству физлиц добавит работенки не только арбитражным судьям, но и специальным управляющим, которые будут работать с долгами своих визави, реализуя их имущество.
 
Скверно в этом процессе то, что и без того невеликие деньги, остающиеся после обвала рубля у коммерческих фирм и рядовых плательщиков, вместо реальной экономики уйдут в системы костные, нерыночные и большей частью совершенно не заинтересованные в экономическом развитии. Но, видимо, такое это время — собирать разбросанные камни.
 
Оригинал