В США по заказу правительства уже много лет проводится исследование гендерных различий в структуре времени, расходуемого на разные виды домашней работы. Очевидны большие сдвиги, произошедшие в последние десятилетия, при сохранении логики гендерого неравенства: женщины по-прежнему тратят на домашнюю работу и детей в 1,7 раз больше времени, чем их мужья. Однако в 1965 г. разница составила 6.8 раз (см. подробности the Council on Contemporary Families, 7.05.2015).

Women still did 1.7 times men’s housework in 2012, compared with 6.8 times in 1965. 
Как интерпретировать это неравенство?

Феминистские исследователи дают ответ в рамках принципов феминистского объяснения социального мира: это проявление сохраняющегося патриархального порядка, в котором доминируют мужчины, отдающие предпочтение оплачиваемой работе и досугу. Jessie Bernard в рамках этой же логики определила брак как социальный институт, обеспечивающий привилегии мужчинам и дискриминацию женщинам.

Обозреватель Jonathan Chait (New York Magazine, March 21, 2013) предлагает иную гипотезу для объяснения заметно меньшего участия мужчин в поддержании домашней чистоты: вероятно, дело в том, что мужчины просто не придают чистоте такое значение, как женщины. Феминистская интерпретация гендерного неравенства в этой сфере как проявления эксплуатации оправдана, если исходить из того, что мужчины и женщины получают одинаковое удовольствие от чистоты в доме и придают ей одинаковое значение. Если это так, то мужчины живущие в одиночестве или в компании с другими мужчинами, поддерживали бы в своем жилье такую же чистоту, как после их перехода к семейному домохозяйству, когда они переваливают эту функцию на своих жен или подруг. Однако наблюдения холостяцких квартир не подтверждают гипотезу о том, что мужчины столь же аккуратны в поддержании своего жилища, как и женщины. 

Книга социолога Eviatar Zerubavel "Hidden In Plain Sight: The Social Structure Of Irrelevance" ("Скрытое на виду: Социальная структура явлений, не имеющих отношения к делу") также посвящена этой проблеме. Структура нашей деятельности зависит от того, что мы считаем важным, а что неважным. Вы не будете беспокоиться по поводу беспорядка в вашем доме, если вы его просто не замечаете. Этот принцип деления на сцену и закулисье, на важное и неважное применим ко всем сферам нашей жизни. Так курение прежде было на заднем плане, и люди просто не обращали внимание на то, что кто-то рядом курит, теперь это же действие оказалось в центре внимания.

Я бы сформулировал эту идею в терминах проблематизации: мужчины и женщины склонны видеть проблемы в разных зонах социальной реальности. То, что для одних проблема, для других - феномен, остающийся незамеченным, хотя объективно он находится для всех в одинаковой позиции.

Оригинал