В советской культуре в качестве туалетной бумаги десятилетиями использовались газеты. Для кого-то это были предметы двойного назначения, а кто-то их ради туалета только и выписывал. Отсюда особое внимание к качеству бумаги. Помню на комсомольском собрании группы в ЛГУ (я сделал карьеру, став ее комсоргом) обсуждался вопрос о подписке на комсомольские издания, которые нам активно навязывали. И я спросил одного из наших комсомольцев, активно сопротивлявшегося этой кампании:

- Ну, выпиши ты "Комсомольскую жизнь" (она стоила неимоверно низко), и от нас отстанут!
- Нет, - возразил он. - "Комсомольская жизнь" не пойдет... Бумага слишком жесткая.

Двойное назначение газет порою вызывало политические коллизии (это встречалось в сталинскую эпоху): какое большое кощунство можно представить, чем использованием передовицы газеты в качестве туалетной бумаги, ведь она нередко включала портрет вождя? Говорят, что в те годы немало людей становились жертвами доносов именно на этом основании. В эпоху развитого социализма власть эту тему не затрагивала, хотя портрет генерального секретаря ЦК КПСС, торчащий в корзине для использованной туалетной бумаги, смотрелся как апофеоз антисоветской пропаганды.

Туалетная бумага в российской культуре является довольно новым феноменом. В заметных масштабах она начала появляться в конце 1980-х гг., когда вступили в строй отечественные мощности по ее производству. Иностранная экзотика стала превращаться в отечественную роскошь, а потом и предмет первой необходимости в домашних условиях. Однако в общественных заведениях внедрение этого буржуазного излишества шло медленно. В период жесткого бюджетного дефицита 1990-х гг. наличие туалетной бумаги в офисных туалетах было первым маркером успешности фирмы или организации. Тогда же стали появляться импортные держатели. Успешных было немного. И лишь в нулевые годы туалетная бумага в офисных туалетах стала если не нормой, то почти обычным явлением. Приход туалетной бумаги в туалеты фирм и бюджетных организаций - заметное свидетельство того, что Россия вливается в современную европейскую цивилизацию и "встает с колен". Не станет ли нынешний поворот в сторону самобытности толчком к изменениям и на этом фронте?

Сейчас не все так просто с этим интимным и простейшим маркером европейской цивилизации (в других цивилизациях есть иные альтернативы). Пока еще трудно сказать, в какой мере экономический кризис конвертируется в микропрактики обеспечения ведомственных общественных туалетов бумагой. Однако можно легко предсказать, что меры по оптимизации проявятся и здесь.

Издание "Такие дела" посмотрело на интимную проблему туалетной бумаги в современных российских школах (статья "Ценная бумага"). Она есть, но и ее использование регулируется таким образом, чтобы минимизировать ее расходы.

Оригинал