Мне кажется есть одно очень большое заблуждение, которое стоит большой, просто огромной помехой в попытке хоть как-то нашупать каждым человеком путь к себе самому. Это заблуждение выявили очень давно, оно проскакивает тут и там во многих этических учениях, но мы как-то упорно не хотим его замечать. 

Дело в том, что мы все упорно уверены, что мы то точно стоим на стороне добра и что уж точно наши противники стоят на строне зла. И это есть точно наше главное заблуждение. На самом деле мы, ни один из нас никогда, за всю жизнь, так и не подошел даже близко к добру. Да, это наш путь - идти к добру, но к добру мы даже близко не подбирались за всю жизнь. Мы уверены, что идем к добру, но это наше большое, большое заблуждение. И совесть - это индикатор нашего осознания отсутствия в наших действиях того самого движения в сторону добра. 

По моему разумению есть два вектора, к которым сваливаются все наши усилия - управляемость и добро. Что бы мы ни делали, мы хотим лишь сделать мир более управляемым с нашей стороны и очень хотим быть хоть чуть-чуть на стороне добра, а лучше вся наша управляемость этим миром была бы на стороне добра. 

Только осознание, вечное осознание ошибки, что мы движемся не туда, что мы движемся не к добру, что бы мы не делали, поворачивает нас к добру, но не более того. Это как вспышка озарения. Она вспыхнула, что-то осветила и все. Это как Гераклитовская молния. В момент вспышки добро вроде как показалось, а дальше все опять тьма и не понятно что там впереди, скорее всего не добро и нужно новое озарение в заблуждении. Озарение стыдом, озарение вспышкой совести. Мне стыдно и я хоть на йоту сдвинулся в сторону добра. 

Как только в нас вселяется уверенность, что то, что мы делаем и есть путь добра, тут же мы оказываемся на пороге зла. Только стыд, только тревога совести смещает, озаряет нас. А если нас перестала тревожить совесть, если стыд уже не зажигается, если он сменился оправдательными конструкциями, объяснительными конструкциями почему мир не справедлив - значит дела плохи, очень плохи. 

Помните самый конец фильма Марка Захарова "Убить дракона". Когда Ланцелот врывается в замок бургомистра и все начинают оправдываться, всех мучает совесть, всех охватил стыд, все повернулись вдруг лицом к добру и поняли все то зло, что они успокоено дело каждый день. Когда я оправдываюсь, тогда я ощутил границу между добром и злом, я ощутил то, что может помочь мне стать лучше и мне жутко стыдно за то, что я делал. 



 

А пока я уверен, пока я в ответ на вызовы мира стою подняв голову без тени сомнения и стыд обходит меня стороной - граница между добром и злом затерта, затоптана и я имею право не заметить своего сползания, своего скатывания.

Главное ведь не то, что я делаю зло, а то, что я перестаю различать добро и зло. Я вершу зло и считаю, что я на стороне добра. И потому что я считаю, что это и есть добро все методы хороши, можно не мучаясь совестью творить все что хочешь. Ведь это же ради мною понимаемого добра, а я ведь добро понимаю правильно, ведь я на стороне добра. 

Как избавиться от этого заблуждения, как устранить эту помеху, как сделать так, что бы стыд стал спутником, что совесть стала мерилом, не уверенность в добре, а именно сомнение в добре, вечное сомнение в том, а добро ли делаю я? 

Оригинал