История столбизма, долгое время складывавшаяся в устном виде, полна легенд, Реальные события при пересказах обрастали подробностями, которых на самом деле не было, но которые вполне могли бы быть.

Одну из таких легенд придумал Иван Беляк и опубликовал в своей книге "Край причудливых скал". Повторюсь (особенно для тех, кто подключился к столбовским материалам недавно), что книга, изданная в 1949 году и переизданная в 1952 (http://stolby.ru/Mat/belyak/krai/0.asp), преследовала цель реабилитации столбизма, который в тридцатых годах был буквально разгромлен: избушки раскатаны, многие столбисты арестованы. Поэтому Беляк много пишет о революционных заслугах столбистов (из девяти глав книги - три посвящены именно этому) и расцвечивает реальные события придуманными им красками.

Вот как, например, он описывает попытку стереть надпись "СВОБОДА" на Втором столбе:

"Когда в 1906 году над страной нависла черная туча реакции, жандармерия решила уничтожить надпись «Свобода» на «Втором Столбе». Была обещана денежная награда тому, кто сотрет это слово. Один базайский крестьянин согласился выполнить поручение и поднялся на скалу, но ему удалось только соскоблить основание буквы «А» и закрасить букву «С». Продолжать работу крестьянин не смог: его напугали угрозы «столбистов». Вторая попытка была предпринята полицией осенью 1907 года.

Когда холода и дожди вытеснили из тайги самых заядлых любителей скалолазания, полиция решила втихомолку, без свидетелей, соскоблить «крамольное» слово. Нужно было только подобрать провожатого.

Такого человека вскоре подыскали. За 25 рублей он согласился привести полицейских на «Столбы» и подняться вместе с ними до того места, где было написано слово «Свобода».

Через день полицейские направились в тайгу. Проводник провел их через Сарачевскую площадку до заросшего кедрачом «Садика», а сам исчез.

Был конец сентября. Тучи обложили небо. Пошел мелкий дождь, из логов потянул холодный, до костей пронизывающий туман. Лазить по гранитным скалам в такую погоду рискованно даже для опытного столбиста, а уж куда было мыслить об этом полицейским, не знавшим к тому же ходов!

Лишь к концу следующих суток возвращавшиеся с Маны охотники услышали дикие вопли и сняли полицейских со скалы.

Так провалилась последняя попытка стереть слово «Свобода». Закрашенные и испорченные буквы были через некоторое время восстановлены. Ежегодно лучшие «столбисты» любовно подправляют смытые водой буквы. И сейчас, как только вы вступаете в черту заповедника со стороны Каштака, это слово бросается в глаза. Оно ярко выделяется на темном фоне гранитного массива."

Вот такая шикарная история. Но А.Л. Яворский описывает её куда прозаичнее:

"Жандармы пробовали с помощью базайского крестьянина забелить белой краской надпись на Втором Столбе – «Свобода». Краски хватило лишь на букву «С». Вторично попытки закрасить не возобновлялось за отказом крестьянина лезть второй раз. В связи с этим на Третьем Столбе вблизи бывшей избушки появилась надпись – «А все-таки Свобода».

То есть попытка закрасить слово СВОБОДА была, но не лазили на Второй столб жандармы, не исчезал оттуда неведомый столбист - всё это придумал неугомонный Беляк с благой целью реабилитации столбизма. Однако сама эта история, хотя она и придумана - очень правдива, она соответствует духу столбизма. Она вполне могла бы произойти! Если бы какого-то столбиста, действительно, принудили жандармы провести их к надписи СВОБОДА, он именно так и поступил бы, потому что на Столбах царскую власть постоянно троллили: то пропоют хорошо поставленным басом анафему царю, то на скале про него что-нибудь напишут.

Этой истории не было - но она правдива! Это очень похоже на то, что сейчас некоторые фейки куда правдивее реальности. Хотя фейкосоздателям приходится туго: жизнь обгоняет их со свистом. Пелевин и Сорокин нервно курят в сторонке, закусывая собственными локтями, потому что додуматься до того, чтобы секретарь Совбеза запретил Google - это слишком даже для них.

Так вот, Беляк подаёт столбовский троллинг как спланированную деятельность революционеров. На самом деле это было обычное столбовское хулиганство, о котором я ещё много буду рассказывать. Столбы всегда считались некоей территорией, автономной от государства. Столбисты сами устанавливали там свои законы, вмешательство государства их оскорбляло. Но их протест был стихийным и происходил в основном в "смеховом пространстве". Если кто-то хочет аналогий, то это примерно то же, что происходит сейчас во взаимоотношениях государства и интернета. Я бы написал об этом подробнее, но пост и так получился слишком длинным. Как-нибудь потом.

 

 

Оригинал