В Нижнем Новгороде сестру Натальи Водяновой, актрисы и фотомодели, выгнали из кафе.

Подробное описание ситуации самой Натальей можно прочитать тут.

Казалось бы, что нам до сестры Натальи Водяновой? И не было бы нам до нее дела, если бы не несколько моментов.

Прежде всего, у Оксаны (так зовут сестру) аутизм и ДЦП. Судя по всему, проявления этих особенностей и спровоцировали неадекватное отношение хозяина и охранников кафе к девушке. Знали они, что это за особенности? Могли понять, почему девочка вдруг повела себя так странно?

И, кстати, почему точку зрения противоположной стороны – охранников и хозяина кафе – привел только один интернет-портал с не слишком хорошей репутацией? И почему больше совсем никто не захотел (не смог?) узнать их мнение на счет произошедшего?

Привлекла бы эта история так много внимания, если бы сестрой Оксаны была не известная топ-модель? И сколько на самом деле подобных историй происходит каждый день, только некому о них рассказать?

И вот – хоть стреляйте – не могу я безоговорочно обвинить владельца кафе и его сотрудников и сказать: они во всем виноваты, оскорбили, унизили бедную ни в чем не повинную девушку. Потому что могу встать на их место, представить, что они, возможно, думали в тот момент. Они увидели непонятного, странного человека. Другого, не такого, как все. И у них возникла только одна мысль: другой, значит, опасный. Это у всех нас такая мысль сидит где-то очень глубоко в подсознании. Такой стереотип насчет другого. Мало ли что ему, другому, придет на ум. На всякий случай надо поостеречься. Вот и сработал у них в голове этот механизм: другой – опасный – надо предотвратить опасность. Они и попытались предотвратить ее как могли. Как умели.

Не знаю, были ли знакомы им слова про аутизм и детский церебральный паралич. Это и не важно. На место этих слов можно поставить, например, синдром Дауна, нарушение интеллектуального развития – да все, что угодно. Хоть национальность, хоть объем талии. Ну, правда, ведь могли же они попросить выйти из кафе слишком полного человека. Это ведь тоже не очень эстетично выглядит и может распугать посетителей. Еще подумают, что он стал такой полный, потому что часто здесь ел.

И говорит это только об одном: мы – все мы, все наше общество – лишены очень важного качества. По-научному оно называется эмпатия. По-простому – взаимопонимание, умение поставить себя на место другого человека и понять, что он сейчас думает и чувствует, что его волнует и тревожит, печалит и веселит. И вот эта тотальная социальная глухота и слепота, как туман, страшно мешает разглядеть друг друга и распознать в мнимом неприятеле – если не друга, то и не врага.

До сих пор из-за этого тумана мамы гонят с детской площадки особого ребенка, то ли боясь, что тот «заразит» своей особостью их чадо, то ли опасаясь, что неловким движением один может навредить другому, то ли от этого внутреннего, инстинктивного: другой, опасный.

И до сих пор мы не верим ни в доступную среду, ни в инклюзивное образование – потому что как это: другие среди нас? Пусть лучше где-нибудь там, на своей территории, ну, может быть, на специально подготовленных праздниках. Но не в обычной жизни, не на одной улице, не в одной школе, не в кафе за чашкой чая. Ведь это непривычно, значит, опасно.

И история эта про каждого из нас. Ведь для кого-то «другой» – это девушка с аутизмом, а для кого-то – охранник. Как бы стать просто человеком?

Оригинал