(Житейская история)
Органы опеки вполне обоснованно изымают детей у нерадивых родителей, которые откровенно пренебрегают своими обязанностями, подвергая тем самым реальной опасности здоровье и жизнь малышей. Однако случается, что под раздачу попадают и добропорядочные папы и мамы, оказавшиеся в сложной ситуации и не имеющие достаточных средств для содержания детей. Прискорбно, но факт: вместо того чтобы помочь таким людям, власти порой и их лишают родительских прав.
Даша появилась на свет вне брака. Отца никогда не видела и ничего о нем не знает. Да и мама, проживавшая в городе, в ее воспитании почти не участвовала, оставив совсем крохой в деревне на попечение бабушки. Здесь девочка сделала свои первые шаги и произнесла первые фразы. Здесь посещала детсад и училась в школе. Здесь обзавелась друзьями. И семью имела здесь - в лице любимой бабы Кати да кота Барсика.
Поначалу Дашина мама иногда наведывалась в деревню, привозила нехитрые подарки. Потом стала бывать все реже и реже. А лет пять назад совсем прекратила общение. Обеспокоенная Екатерина Андреевна пыталась разыскать ее, но безрезультатно: непутевая дочь то ли уехала куда-нибудь далеко, то ли сгинула вовсе.
Бабушка возделывала огород, держала кур и поросенка. Ну и пенсию, разумеется, какую-никакую получала. К тому же выхлопотала с помощью односельчан пособие для внучки. Поэтому материальной нужды Даша не испытывала. И лаской не была обделена: престарелая женщина уж очень жалела "свою сиротинушку".
Между тем девочка закончила школу. От мечты о высшем образовании пришлось отказаться: средств на ее осуществление не имелось. И потому Даша поступила в училище, где предоставлялось полное государственное обеспечение.
Городская жизнь, в которую окунулась юная сельчанка, вскружила и затуманила ей голову. Познакомилась неискушенная девушка с парнем, показавшимся ей принцем, поверила его обещаниям. А тот поматросил и бросил, не оставив никаких контактов. Позже выяснилось, что молодой человек даже не местный - был временно командирован в провинциальный город. Ищи теперь ветра в поле.
Коварный обман оставил в Дашином сердце глубокую рану. Но окончательно сразило девушку еще одно открытие: оказалось, она беременна. Правда, поняла она это из-за своей неопытности лишь месяца через два. Поплакала, поплакала - и вернулась в деревню, завершив к тому времени обучение в ПТУ, Бабушка, конечно, отчитала как следует, но и пожалела. Сказала:
- Будешь рожать. Вместе как-нибудь поднимем ребенка.
Через полгода семья пополнилась мальчиком. Назвали его Ванюшкой. Жили скромно, но не голодали: подсобное хозяйство выручало. К несчастью, Екатерина Андреевна стала все чаще болеть. Пришлось Даше самые тяжелые работы взвалить на себя.
А однажды бабушка почувствовала себя совсем плохо. На "скорой помощи" ее увезли в больницу. Там старушка и умерла. Похоронив ее, Даша, которой едва исполнилось восемнадцать лет, столкнулась с неразрешимой проблемой: как теперь выжить без бабушкиной пенсии? Пособие на сына мизерное, и ни одного вакантного рабочего места в деревне. Можно было бы устроиться поваром в городе (именно эту профессию приобрела она в училище), но в таком случае почти все заработанные деньги будут уходить на оплату съемного жилья и ей с ребенком придется буквально голодать. Ситуация просто-напросто тупиковая. С Ванюшкой на руках молодая мама посетила сельскую администрацию. Там только руками развели.
В райцентре откликнулись на просьбу о помощи - выделили чуть больше тысячи рублей. Зато после домой к Дарье зачастили сотрудники опеки. И предъявили много претензий: дрова на зиму не заготовлены, холодильник полупустой, одежды и игрушек у Вани недостаточно, детская комната не оборудована...
- Я бы с радостью приобрела и сделала все необходимое, но нормальных доходов пока не имею, - оправдывается одинокая мама.
- Даем тебе еще месяц, - строго предупредили проверяющие при последнем посещении. - Если ничего не изменится, будем оформлять ребенка в детское учреждение.
- А ведь и вправду могут разлучить мальчишку с матерью, - посетовала Дашина односельчанка, рассказавшая эту историю. - Выходит, бедным иметь детей нынче не дозволено. Вот Даша - не курит, не пьет, в сынишке души не чает. Ну, не работает, так не по своей же вине: у нас в деревне многие вынуждены сидеть без дела. Ей бы помочь, но нет, чиновникам проще отнять малыша. Разве ж это по-людски?
Я тоже считаю, что государственная политика в вопросах материнства и детства, мягко говоря, странная. Предположим, Ваню и в самом деле поместят в приют. И на его содержание там будут расходоваться весьма приличные средства. Почему бы не перенаправить хоть часть этих денег непосредственно в семью, чтобы не доводить дело до изъятия ребенка? Если бы Дарья получала не копеечное, как сейчас, а полновесное детское пособие и некоторую сумму за свой материнский труд, я уверен, ее сын был бы обеспечен и игрушками, и одеждой, и едой, и теплом. А главное - рос бы в любви и ласке. Государство, провозгласившее себя социальным, просто обязано заботиться о малоимущих.
Примечание. Сию возмутительную историю я услышал в поезде Котлас-Архангельск, когда ехал в областной центр. Точный адрес рассказчицы мне не известен. Так что не знаю, где живет сама Даша - в Вельском районе или в одном из соседних. Да это и не важно. Печально то, что подобное бездушие в принципе возможно.