Медиафрения. Предчувствие неприятностей

4 АВГУСТА 2015,ИГОРЬ ЯКОВЕНКО


Из «Ежедневного журнала».

Начался август, который считается в России нехорошим месяцем, когда происходят всякие неожиданные неприятности. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что август не слишком отличается в худшую сторону от последующих месяцев. Вот, например, октябрь. За ним такой шлейф тянется, что на десять августов хватит. Впрочем, и у остальных осенних месяцев репутация не лучше. Так что зря на август наговаривают.

Отличие этого августа от предыдущих в том, что если раньше ждали, что неприятности могут возникнуть внутри страны, то нынешний август гарантирует, что внутри страны будет все ровно. Популяция всем довольна и находится в полной симфонии с властью, которая едина как никогда и находится в гармонии с популяцией.

Источник неприятностей переместился за пределы России. Это санкции, международные суды и прочие происки внешних врагов. Внутренний враг уже даже не пятая колонна, которая так поредела, что ее, чтобы продолжать пугать ею граждан, уже показывают в микроскоп, под стеклом которого мельчайшие организмы кажутся ужасными чудовищами. Главный внутренний враг — это Интернет. «Коммерсантъ» опубликовал свежие результаты исследования, проведенного американскими учеными из Пенсильванского университета совместно с ВЦИОМом. Большинство граждан России (58%) за полное отключение интернета в случае возникновения массовых протестов, 73% полагают, что в интернете не следует публиковать негативную информацию о чиновниках, 81% негативно относятся к призывам к антиправительственным протестам (речь не идет о насильственных действиях, о мирных протестах. — И.Я.). Общее отношение к интернету как к угрозе отражает такая цифра: 42% верят, что иностранные государства используют Сеть во вред России, 49% убеждены, что в интернете должна быть цензура.

Коллективное бессознательное российской власти и ее информационной обслуги включает в себя разной степени смутности понимание того, что встреча путинского «Титаника» с айсбергом неотвратима. Курс изменить никто не может. Штурманы просто не знают, как это делается. Часть командного состава втайне от пассажиров готовит спасательные шлюпки и одновременно врубает на полную громкость бравурный марш. Надо внушить пассажирам, что впереди не айсберг, а мелкая льдинка, которую наш могучий евразийский корабль сметет со своего пути и продолжит триумфальное плавание по мировым водам. Ниже о том, как это внушение реализовывалось в российских медиа на минувшей неделе.

 

Анархический суверенитет

В «Вестях недели» от 02.08.2015 довольно системно был представлен тот подход, который российская власть выработала, собираясь встречать надвигающиеся неприятности. Новость минувшей недели о российском вето в Совете безопасности ООН при голосовании о создании международного трибунала по гибели «Боинга» ведущий, Андрей Кондрашов, прокомментировал так: «Россия на этой неделе поставила точку в деле трибунала». То есть нет прямо по курсу никакого айсберга. Не предстоит голосование Генеральной ассамблеи ООН, результаты которого почти наверняка будут не в пользу России. Нет тотального сдвига мирового общественного мнения в сторону осуждения России после этого позорного голосования. Сказано же «точка» — значит «точка»!

Больше всего Кондрашова возмутило в грядущем трибунале то, что его предмет и полномочия не ограничиваются трагедией «Боинга». Там ведь, что особенно ужасно, собираются расследовать факты «незаконного использования оружия». А это ведь, искренне возмущается Кондрашов, прямо нацелено против России. И объясняет далее: мол, использование оружия ВСУ сочтут законным, а трактористов и шахтеров на танках, наоборот, объявят вне закона. Дескать, у них такое дурацкое правило, что государство — это монополия на насилие.

Нет, все-таки нельзя было Киселеву уходить в отпуск. Он хоть и патентованный лжец, но не такой простодушный, как замещающий его Кондрашов, который фактически своими попытками обосновать недопустимость трибунала доказал его необходимость и неизбежный результат.

Следующий сюжет программы Кондрашова шел под слоган «Европа делает себе все хуже и хуже». Речь шла о присоединении к санкциям против России еще семи европейских стран: Норвегии, Исландии, Черногории, Лихтенштейна, Украины, Грузии, Исландии и Албании. Страны, прямо скажем, не самые крупные в мире, что и вызвало особый сарказм ведущего и его экспертов. Они особенно потешались над тем, что к санкциям примкнул Лихтенштейн. Почему-то, когда в качестве крупного успеха лавровской дипломатии подавалось признание Южной Осетии и Абхазии такой державой, как Науру, с населением в 4 раза меньше, чем у Лихтенштейна, и с ВВП меньше на пару порядков, это не казалось таким уморительным. Юмор в том, что все крупные страны Запада уже приняли санкции в отношении России, а эта семерка замыкает кольцо изоляции.

Раскрывая тезис, как «Европа делает себе все хуже», Кондрашов рассказал, как мы навредим Исландии тем, что перестанем есть их селедку, а также угробим экономику Нидерландов тем, что перестанем дарить нашим женщинам голландские тюльпаны. Правда, ни Кондрашов, ни министр сельского хозяйства Ткачев, которые вместе радовались тому, как мы навредим Европе тем, что перестанем есть «ихнее» и перейдем на «наше», не сообщили, что, по прогнозам экспертов, в текущем году подорожание продуктов в результате санкций и импортозамещения составит от 17 до 25%. Главное, чтобы наш человек, когда в результате санкций ему не будет хватать денег на еду, испытывал чувство глубокого удовлетворения от того, что европейцы вынуждены эту еду выбрасывать. В перечне людских извращений такого способа получения удовольствия пока не встречалось, но российская пропаганда близка к тому, чтобы этот рефлекс у народа сформировать. Радоваться тому, что у соседа изба сгорела, такое было. Теперь вот еще и это добавим.

В списке грядущих неприятностей не последнее место занимают всевозможные суды, грозящие арестами российского имущества за рубежом. Все эти десятки миллиардов, украденные у ЮКОСа, почему-то вдруг потребовали вернуть. В этой связи простодушный Кондрашов откровенно высказал то, что до него в завуалированной форме говорили многие, в диапазоне от Зорькина до Бастрыкина. Речь об исполнении Россией международных договоров. Об этой пресловутой части 4 статьи 15 Конституции РФ, где говорится о том, что международные нормы являются частью российского права и имеют приоритет перед российскими законами.

Потерявший стыд Зорькин путанно объяснял, что мы теперь международному праву должны следовать избирательно. Забавно было бы послушать, как председатель КС объяснил бы первокурсникам юрфака разницу между избирательным применением права и беззаконием.

Никогда не имевший стыда Бастрыкин еще весной говорил о необходимости изъять из Конституции положение о верховенстве международных норм, и рассказывал, что это положение было включено в Основной закон страны из-за того, что к его подготовке были привлечены иностранцы.

Простодушный Кондрашов теперь уточнил, что, оказывается, это положение Конституции РФ придает нашей стране «полуколониальный статус». А причиной такого безобразия стало то, что нашу Конституцию писал «яблочник» Шейнис. Далее простодушный Кондрашов заявил, что, раз Конституция РФ была написана столь сомнительным человеком — а профессор Шейнис человек очевидно сомнительный, во-первых, «яблочник», да еще и родился в Киеве, — так вот, написанная таким человеком Конституция исполнению не подлежит. Ну а в ближайшем будущем, сказал Кондрашов, это досадное недоразумение надо исправить и статью эту зловредную из Конституции Российской изъять.

Простодушный Кондрашов, видимо, не в курсе, что зловредный профессор Шейнис вмонтировал эту противную статью в фундамент российского права довольно основательно. Он туда еще запихнул статью 135, в соответствии с которой, чтобы выковырять статью 15 из Конституции, мало решения Думы, Совфеда и президента. Нужно собирать Конституционное собрание, порядок созыва которого никому не известен, поскольку закон про него еще не написан. И статья эта противная отменяется только вместе со всей действующей Конституцией. Впрочем, для простодушного Кондрашова и его коллег право и вообще любые нормы — это досадное недоразумение, которое только ограничивает наш суверенитет как главную ценность.

 

Русская правда против британского права

Было видно, что это западное крючкотворство Кондрашова страшно раздражает. Раздражение проявилось при освещении еще одной грядущей неприятности, которой стало оглашение Сколтанд-Ярдом результатов расследования убийства Александра Литвиненко. Дело в том, что на суде представляющий лондонскую полицию Ричард Хоруэлл, на основании показаний 62 свидетелей и проведенного расследования, назвал имена убийц — Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна — и обвинил в причастности к убийству высшую российскую власть. А адвокат Бен Эмерсон прямо заявил, что на основании расследования можно с уверенностью утверждать, что приказ об убийстве Литвиненко отдал лично Владимир Путин, поскольку на транспортировку и применение полония санкция должна быть с самого верха.

В этом сюжете Кондрашов наглядно показал превосходство русской правды над европейской истиной. Хваленый Скотланд-Ярд несколько лет вел расследование. Судебные слушания в Лондонском суде шли 32 дня. Были заслушаны показания 62 свидетелей и масса документов. И вот на основании всего этого Эвереста фактов полиция выносит свое обвинительное заключение. А впереди у них еще закрытые слушания, на которых будут рассматривать секретные документы.

И всему этому кропотливому британскому поиску истины Кондрашов противопоставил простой, как сама русская правда, аргумент. Никогда не догадаетесь, как он смог за три минуты все хитроумные доказательства Скотланд-Ярда опровергнуть. Потому что это шедевр. Он спросил Лугового, что он думает по поводу того, что Скотланд-Ярд объявил его убийцей Литвиненко. В это невозможно поверить, но Луговой сказал, что он не убивал. И привел убедительное доказательство своей невиновности. «У Лугового не было мотива», — так в третьем лице подтвердил свою непричастность действующий депутат Госдумы. И добавил с выражением бывалого зека: «Нет мотива — нет обвинения».

Глядя в честные глаза человека, который в «нулевые» выполнял самые грязные поручения покойного БАБа, за одно из которых (а именно, за организацию побега из-под стражи главы «Аэрофлота» Глушкова) был осужден и отсидел в тюрьме год и два месяца, — глядя в эти не умеющие врать глаза, нельзя было не поверить их обладателю. И действительно, какой-такой мотив-шмотив? Где тут мотив, если до отравления Литвиненко Андрей Луговой был мелкой шестеркой с судимостью, а сбежав сразу после убийства в Россию, вдруг обернулся депутатом российского парламента, получил в награду медаль «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени»? Родина, она правду любит и за преданность награждает, не то что эти британцы со своей истиной…

Незабвенному Андрею Януарьевичу Вышинскому приписывают максиму про «признание как царицу доказательств». Справедливости ради надо отметить, что этот тезис использовали еще древние римляне. А вот телеведущий Андрей Кондрашов смог обогатить теорию права новым принципом — «отрицание вины подозреваемым как достаточное доказательство его невиновности». До такого, кажется, никто до него не додумался.

Пассажиры плывущего на встречу со своим айсбергом путинского «Титаника» в большинстве своем по-прежнему не верят в существование айсберга, зато верят капитану и в правильность взятого курса. Возможно, даже после встречи с ледяной глыбой, оказавшись в холодной воде, многие будут считать, что курс был правильным, капитан лучшим на планете, а жизнь в холодной воде позволяет сохранять здоровье и особую духовность.