Либералы в Севастополе

5 АВГУСТА 2015,СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ


Из «Ежедневного журнала».

Не трудно видеть, что страна разочаровалась в демократии. И для этого, кстати, есть все основания. Ведь «парламент» (не сигареты, а тот, другой) клепает законы один разрушительнее другого. Согласно совместным исследованиям ВЦИОМ и загадочной Анненбергской школы из Пенсильвании — как уж они соединились во время санкций, ума не приложу, — половина россиян стоят за цензуру мозга. То есть за фильтры прямо на входе модема. 93% поддерживают самые бредовые постановления власти, вроде того чтобы сжигать качественные продукты питания на границе, а то и отправлять на Донбасс, чтобы обратно возвращался «Донбасский хамон». Да и в самом мандате доверия, который российское население добровольно выдало империалистической олигархии, есть что-то глубоко паталогическое. Ведь административно-командная система РФ никогда не страдала особой честностью — и все это должны, по идее, отлично знать, наоборот, врала особенно отчаянно именно тогда, когда правда имела критически важное значение.

«Десять лет без права переписки» — это была циничная ложь о циничном бессудном убийстве. «Наше поколение будет жить при коммунизме» — ложь о подлинных перспективах режима. «Доллар будет стоить 15 рублей, а Америка развалится на части» — ложь об экономическом благополучии новой России. Как и эта вот: «мы строим подземную парковку под площадью Маяковского, проект прилагается» — в общем-то, на фоне всего предыдущего достаточно безобидная ложь о свободе демонстраций. В том числе и на этой площади.

(Сегодня, правда, там чего-то реально строят, но это, скорее всего, другой сюжет — о списании колоссальных средств в экономический кризис.)

Короче, доверять каким-либо официальным заявлениям в России нет никаких оснований. Однако народ безумствует в своем доверительном запале. У типичного «хомо россияниус» каждый новый день — это чистый лист. Старые пророчества забываются, новые принимаются безоглядно. И какое же удовольствие от аморализма и избавления от оков приличий! Вчера массовый россиянин с иронией смотрел по телеку на падающие башни-близнецы, сегодня не выказывает ни грана сочувствия жертвам сбитого (если подумать, то ими!) над Донбассом «Боинга». Гипотетический трибунал по поводу государственного терроризма воспринимается как мелкая пакость врага, не заслуживающая особого внимания.

Россиянин говорит: «Господи, да все же сбивают, и никому за это ничего не бывает!» Или вот еще прекрасное: «Сейчас Россия выбрала верную стратегию — никому никогда не позволять себя судить. Кто-то во власти оказался на высоте» — это ничтоже сумняшеся сообщает автор «Свободной прессы». Истинно, демократия с таким населением и сервильной журналистикой скорее пугает, нежели заставляет к ней стремиться. Отчего появляются новые версии светлого политического будущего совсем без демократии, даже имитационной. То с несменяемым Отцом нации, бескорыстно любящим народ Царем, монархическим политбюро и монархическим же интернационалом. То с новыми дворянами, нотаблями — кастой неких образованных, но и лояльных граждан, очень хорошо понимающих, что они делают и зачем, какими часами их за это отблагодарят.

Отчасти и война с Украиной замешана на этом празднике нигилизма. Ибо иной демократии, кроме как западного типа, цивилизация пока не придумала, но, если вы не верите ни в Запад, ни в демократические институты, все обсмеиваете и обхахатываете, значит, они там в Украине с их евроинтеграцией творят непотребства и достойны десяти путинских ударов.

Парадокс заключается в том, что многие вещи без демократии никак не решишь. Не обоснуешь бессрочное правление любимого президента — народ хотел, народ получил! Не замылишь аннексию Крыма — ах, ведь они там провели референдум и, оказывается, произвели единственную в своем роде демократическую революцию. И даже справку в жилищном товариществе вы не истребуете без демократии, не создав предварительно на общем собрании ответственное правление.

Ну, а в том, революционном Севастополе, как отбиться от алчных московских чиновников, потянувшихся в регион раздербанивать аннексированную (краденую) собственность? Опять же с помощью …ейной, проклятой… демократии!

И вот одним известинским философом высказано оригинальное мнение, что, возможно, столичные либералы теперь сменят гнев на милость, когда узнают, что севастопольское Заксобрание отстаивает «все либеральные заветы — частную собственность, право на местное самоуправление, неприятие административного произвола» — и что 12 августа там вообще намечается изрядный трамтарарам.

Говорит депутат Сергей Кожанов:

— Ну, вы же видите, что происходит? Чиновники словно с цепи сорвались, город уродуется, заповедные леса уничтожаются, памятники культуры и истории разрушаются. На требования депутатов, представителей законодательной власти просто плюют. Законы, призванные остановить растаскивание и уничтожение городской собственности, ветируются. Нельзя больше терпеть подобное отношение. Посмотрите, что пишут люди в социальных сетях: «Куда смотрят депутаты, Общероссийский народный фронт???». Понимаем, что, возможно, это крайняя мера, но необходимая. Севастопольцы имеют право выйти на митинг, высказать свои претензии к исполнительной и законодательной власти. Возможно, на основании этих требований будем инициировать созыв внеочередной сессии Законодательного собрания».

Как к этому относиться? С одной стороны, отвернувшись от европейского пути и от своей вчерашней родины, которая ринулась в рискованный европейский эксперимент, севастопольцы вряд ли вправе ожидать сочувствия мировой общественности. Возможно, кстати, что происходящее — вообще одна из кремлевских разработок, призванная легализовать крымский статус-кво. Раз там демократия с протестами и своими майданами, так вроде как и забудем, откуда она там взялась.

Но, с другой стороны, если уж как-то пытаться решить крымскую проблему в исторической перспективе, то чего бы не попробовать решить ее на почве настоящей демократии?

Мы уже отмечали, что иной демократии, кроме европейской, пока не придумано. И если части разваленного бандитами целого — Крым и Украина — по иронии судьбы начнут одинаково отстаивать европейские ценности, то получат отличный шанс когда-нибудь там в Европе соединиться без границ и виз, без войны и ущерба сторон. Но для этого севастопольцы должны отойти от своих местечковых проблем и определиться по базовым понятиям — прав человека и основных демократических свобод, а также осудить империалистические захваты территорий и поставить свечку за «Боинг».

Впрочем, я фантазирую, не для того был тот референдум с вежливыми пулеметчиками. Да и зайдет ли когда-нибудь наша демократия так далеко?