А вот коми человек, дух его – «коми лов», где упрятан? Генезис его происхождения пусть будоражит умы студентов 1 курса…Мы же будем думать о другом, о его составляющих типических чертах, благоприобретенных и усвоенных для выживания в суровых условиях севера.
Коми, как человек рода, с детства знает свои корни и ориентируется с их помощью в пространстве всего: без инцестов в браке, для выручки и взаимопомощи в делах. Эта, своего рода, узкая клановость осталась в менталитете до сих пор – в дела сопредельные коми морт не вторгается. Занимает позицию наблюдателя.
Род или «ас чукар» - семейство, - это первое составляющее коми, общинный быт и связи в общинных помочах – второе. Этот принцип «ро:д-вуж» - первооснова выживания и самой жизни. Охота тоже выстроена на началах родовой артели. Вся схема охотничьих артелей выражается присутствием чувства «взаимо» - помощи в понимании «чувства локтя», земляческой солидарности…Сами артели были всегда конкурентны в борьбе за угодья и поэтому поводу даже происходили стычки, которые «разруливали» то:дысь – знаток ( часто и по поводу, он же был «тун» - некто обладающий высшим знанием)
Коми человек существенно мистичен в деталях быта. Это отголоски язычества - они во всём. К примеру, подавать предмет ему можно только правой рукой, а подашь левой, подумают, что это к сглазу; его нельзя похлопывать по плечу – так отнимается при порче сила…Нельзя перешагивать через человека – «вожмавны» – это почти что отнять человеческое долголетие. Все чётко табуировано и с языческих времен носит свой сакральный смысл. Весь мир коми человека должен был быть чётным. Все в пару глаз – «син по:л» - полглаза, нечетный цифирный ряд считается что-то отнимающим, умаляющим или несчастливым предопределением будущности. Утром, в застолье приглашаются - "вошьем да сибедчем" - духи умерших и родственников.
Входя в дом – «керка-карта» - коми человека, этикет предписывает трижды ждать приглашения хозяев присесть к столу. Если гость садится сразу, его посчитают наглым и бесцеремонным. Еда делится на «пыр сёян» - повседневную еду и «номсасян» - лакомства. Лакомиться можно только при гостях и на праздники…Вместе с тем он всегда, прои любом уровне достатка, оставался гостеприимным и вежливым к «боко:во:й йо:з» - посторонним – миру.
Конечно же, коми морт очень неприхотлив, но в быту чистоплотен – не до чистоплюйства. «Уро:д» у коми не буквальное – урод, а как- раз таки – нечистоплотный человек. Чистота должна быть даже в скудности: чистый пол, чистая банька, чист от сорняков огород, печь чиста от золы…Одежка неказистая, но опять же, чисто вымытая и даже выутюженная специальными приспособлениями инвентаря из быта.
Коми мужчина всегда идет первым, выражая своё главенство таким образом, а жена следует за ним. На вечеринках «войпук» парни усаживались на коленки девиц, а не наоборот. Женщина, при всей своей подчиненности в общественной иерархии зачастую автономно может обитать в лесу, поле, на водоеме. «Го:трасем – котрасем», вот момент создания новых связей с миром. Невест подбирали крепких, работящих. Эталоном женской красы были - го:гро:с чужо:м - круглоликость, да "восни ныр-вом" - тонкие черы лица. Пучеглазость считалась непривлекательной, как и Х- образные ноги - "пися кока морт"...
Ум коми человека пытлив и разносторонен. К ассимиляции с другими народами он был готов и не готов - насторожен. В борьбе с новгородскими «ушкуйниками» радел за своё и исконно свое – во:р-ва (лес-вода, теперь филолухи часто переводят это слово как ПРИРОДА, но это не так, я бы сказала, что это ойкумена (др.греч. οἰκουμένη «заселённая» (земля), от οἰκέω «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть ..; к роч (а у русских аналогично - все иностранцы именуются – «немец») относился гостеприимно, а когда они быстро входили в коми семью, то растворялись в общекультурной традиции. А вот прозвища оставались – «роч Марья, роч Егор, карса Вась»…
Исторически коми, кроме охоты и рыболовства, и занимался земледелием - "го:ра - ко:дзя", но при царях он никогда не был крепостным, а поэтому крепостного произвола не знал. Это позволяло заниматься и отхожими промыслами и торговлей и заработками помимо основных дел землепашца. Крестьянин был «государственным», т.е. обложенным налогом – «вот». Чиновник от государства назывался всегда «суддя» и его мнение принималось часто безаппеляционно.
Коми человек потаён и наблюдателен. Его основные мысли остаются в нём. Иногда коми называют «северными евреями», это верно лишь отчасти – как стремление к образованию. Коми до революции были одним из образованнейших народов Европы, по утверждению Питирима Сорокина, после евреев и немцев.
Исторические испытания, выпавшие на его долю, во многом теперь изменили этот мир коми морта безвозвратно. До нас остались малые крупицы его духа…