Собственно в продолжение. Позавчера визитеры из Франции вовсю расшустрились в Крыму и заговорили о «европейском духе», близком для Россиян уже в 19 веке. Симпатичные французы, скорее всего, имели ввиду «свободу, равенство и братство», а может быть и русское несомненное лидерство среди стран Европы после Венского конгресса.
Тут как бы (!) уместно вставить в пост «Оду к Радости» и умилиться, но…
Все ли мы, часто нарекая россиян рабами, обращаем внимание на тот факт, что исторически именно у нас его не наличествовало, а в Италиях, да Грециях – да…Оно было самым беспощадным и циничным, взрывающим мозг и душу покоренных народов жаждой ЛИЧНОЙ свободы…Рабы стали «рабами с хижинами», зависимыми крестьянами, но! Сознание некоей когда-то несвободы в исторической памяти рода, семьи, фамилии порождало желание независимости – на Западе она часто выражалась чисто материальной формой (в отличие от России, где мороз и тот диктует нам свои условия, как и непогода). Европейский феодализм и малоземелье тамошнего крестьянства рождали чудовищные формы протеста и тогда возникли (1096 г.) Крестовые походы, инсинуируемые святой Католической Церковью, которая была идеологическим рупором всей власти. Идея обрести на Востоке территории провалилась, но европейцы замечательно приобрели для себя ценности этой уникальной культуры, трансформировав ее для себя и став почище и с приятным амбре «европейской цивилизации»…
Как противно или просто неприятно, когда главный идеолог развращается роскошью. Это актуальным было и для Ватикана и для КПСС, те во все времена это мотивирует некие протестные умонастроения, которые не против идеологии – нет, которые видят некое несоблюдение правил…приготовления общего «компота».
Реформация взорвала мозг общества Германии, Франции, Швейцарии…Это было новое – буржуазно прагматичное требование времени – вызов феодализму. Мартин Лютер бросил этот вызов, имея широчайшую общественную поддержку в лице богатых князей и простых крестьян. Его «95 тезисов» были песней! Песней грозных перемен, и вместе с тем допел его куплеты Жан Кальвин и именно он заявил о ДУХе европейца: тот, кто беден – от того отвернулся Бог!
Его бог любил успешных, скопидомных, трудолюбивых…Но в первую очередь – УСПЕШНЫХ, причем любой ценой. Век буржуазного чистогана сформировал циничного европейца, ставившего себе цель разбогатеть, а религия была нужна для оформления некоего морального общественного консенсуса.
Последовавшее Просвещение низвергло и этот оплот общественной мотивации взаимных уступок. Вольтер потребовал «Раздавите гадину!» и воцарились узкокорпоративные границы, которые были очерчены требованиями, моралью, законом, те социальными нормами; которые и привели к резкому обогащению обуржуазившейся части населения, которая ни во что не ставила интересы люмпенизированной группы – очень широкой группы, скажем условно – «санкюлотов»…
Когда случилась революция во Франции, Лафайет был убежден, что не прольется ни капли крови, но уже после штурма Бастилии голова ее коменданта была воздета на шест…
А потом были лужи и моря крови! Дух европейца был выкован. Возник гений Наполеона, которого благополучно и остудил русский дух – не менее свободный и не менее протестный, но более широкий в своей ментальной организации (загадку русской души придумали не мы).
Организации чего? Порядка. Наверняка французы именно это имели в виду, говоря о наших европейских тенденциях в веке 19-ом… Выводы напрашиваются, но о них попозже.
А теперь обещанный Бетховен. "Ода к радости" В исполнении сводного оркестра первого международного фестиваля военных и духовых оркестров г. Пермь