Линчевание - это, говоря по-русски, просто самосуд. И тут нет ничего специфически американского. Просто в США эта форма внесудебной расправы приобрела форму "воспитания" негров, совершивших преступление. Поскольку следствие вершилось толпой, то о качестве доказательной базы можно только догадываться. В период рабства линчевание применялось только к свободным неграм, а после освобождения приобрело более широкие масштабы. Правда, применялось оно не только против черных. Однако, когда преступником оказывался белый, толпа обычно была более сдержанной.
По подсчетам современных историков, с 1882 г. (когда появилась статистика) по 1968 г. линчевали 3500 негров и 1300 белых. Количество жертв распределялось по годам неравномерно. С 1882 по 1901 г.жертвами самосудов ежегодно становились 100 чел., в 1892 г. был рекорд - 230 чел. (161 черный и 69 белых). В ХХ веке масштабы пошли на убыль, хотя были всплески: 1908 г. - 89 черных и 8 белых, 1919 г. - 76/7, 1926 г. - 23/7, 1933 г. - 24/4.(источник). Последние акт линчевания зафиксированы в 1964 г.: 2 белых и 1 черный (см. статистику с 1880 г.).
Во время линчевания нередко использовались садисткие методы, чтобы продлить умирание: сжигание жертвы, расчленение, пытки. Наиболее популярной была казнь через повешение. Линчевание имело место в основном в южных штатах т.н."хлопкового пояса". Пионером в статистике линчевания стал шатат Миссисипи, за ним - Джорджия, Техас и Луизина.
Линчевание в США превратилось в XIX в. в форму социального контроля черных, получивших формальную свободу и пытавшихся мечтать о равенстве. И в этой ситуации линчевание выполняло функцию не столько наказания виновного, сколько устрашения остальных.
Robert L. Zangrando пишет, что в конце XIX в. распространение мучительных форм казни имело целью создание "праздничной атмосферы" для участников, среди которых было много зрителей. Белые семьи брали с собой на это шоу детей, газеты публиковали репортажи, продавались билеты на посещение мест заранее объявленных актов линчевания, у жертв отрезали пальцы, уши или гениталии в качестве сувениров, размножались открытки со снимками линчевания. Нередко во главе топл, вершивших самосуд были видные люди данной местности. "Линчевание стало скорее ритуалом межрасового социального контроля и развлечения, чем наказанием за преступление".(см. видео BBC's Racism: History- A lynching in Texas in 1916).
Линчевали по подозрению в разных преступлениях, в т.ч. и кражах, оскорблении белого человека, участии в азартных играх и т.д.(http://www.umass.edu/complit/aclanet/USLynch.html). Однако самым страшным считалось изнасилование белой женщины. По имеющимся подсчетам, по такому обвинению была казнена примерно 1/3 всех жертв в период с 1880 по 1930 г. Среди мужчин Юга было почти маниакальное убеждение, что негры одержимы страстью к сексу с белыми женщинами и даже именно ради этого добиваются интеграции в американское общество. Такие обвинения не нуждались в серьезных доказательствах, поэтому нередко вешались на негров, проявлявших непокорность, демонстрировавших способность к социальному успеху (бизнесмены, активисты).
Американское линчевание не было просто спонтанным самосудом толпы. Оно было возможно при прямой или косвенной поддержке местных властей и полиции, хотя с 1918 г. на федеральном уровне начали предприниматься шаги по предотвращению таких эксцессов, однако на Юге все продолжалось с переменным масштабом и дальше. Были приняты многочисленные законы, но Сенат США, где доминировали представители Юга, их не пропускал. Правда, и линчевание в предвоенные годы резко пошло на спад.
В годы холодной войны Советский Союз использовал факты линчевания в антиамериканской пропаганде и выступал в качестве защитника негров. В результате возник логический силлогизм: коммунисты против линчевания, значит те, кто выступает за его ликвидацию, - коммунисты. Так, в период маккартизма, когда ФБР искало повсюду современных ведьм, ставших коммунистами, Альберт Эйнштейн был заклеймен этим компетентным ведомством как сторонник коммунистов только за то, что он поддержал движение протеста против линчевания. Такие же подозрения окружали и участников более позднего движения за гражданские права негров (Civil Right movement).
Однако постепенно линчевание сошло на нет, хотя иногда случаются акты, похожие на него. Американское правосудие трактует их в терминах "преступлений ненависти". Кроме того, некоторые критики расизма утверждают, что линчевание мимикрировало приняв форму полицейского произвола.
Линчевание представляло собой такое вопиющее противоречие всем американским принципам, что оно не могло не вдохновлять писателей и режиссеров. Эта тема заняла видное место в социально ориентированном кино.
Некоторые участники линчевания были фотографами, которые снимали происходящее на память или с какими-то иными целями. Некоторые из них были отпечатаны как открытки. В 2000 г. James Allen опубликовал 145 снимков линчевания в книге (Allen, James. "Musarium: Without Sanctuary: Lynching Photography in America". Retrieved November 6, 2006).