Этот руський народный Праздник настолько сильно запечатлен в памяти народной, что за тысячелетие иудео-христианского «миССионерства» на Руси попы-ортодоксы его так и не смогли окончательно вытравить … ни винным «причащением»-спаиванием, ни «огнем и мечем», ни острогом-каторгой. Греко-ортодоксальная автокефальная христианская церковь (ОАО «РПЦ») вынуждена была потупя голову ниц с ним смириться… и ввела в свои святки «Илью-Пророка».
Так, фактически рядом, на протяжении веков вполне официально на Руси-России существовало Двоеверие – кому родной громовержец Перун Сварожич, а кому интербродный «пророк Илия»…
Поэт серебряного века К.Бальмонт так описывал руського Сварожича:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
И даже латинизированные-католикопорабощенные потомки славянина-Леха отражают сдавленным петлей на шее голосом неперсонифицированное явление Перуна (Перкунаса):
Мысль, что во мраке сердца родилась,
Нельзя на солнце выставлять до срока.
Пусть, воплотясь, она, как вешний гром,
Убьет сначала, а сверкнет – потом! (Адам Мицкевич).
Помню как в детстве, в одном из путешествий по Волге мы остановились на высоком холме где-то рядом с Плесом, с которого открывался величественный, спокойный и невозмутимый руський простор…
Расположившись поудобнее на самом верхнем ярусе холма я неожиданно обнаружил… каменные мечи! Они были настолько необычной формы, что детское воображение сразу нарисовало сказочных воинов. Но оказалось, что все гораздо прозаичнее и …грандиознее – это следы небесного Бога-покровителя земли руськой – Перуна Сварожича. В народе они так и называются – «Перуновы мечи», а молнии их образующие зовуться перуницы.
У иудео-христиан этому природному явлению есть другое название – «чертовы пальцы». Чтож… если небесных посланниц Перуна к «черту» причислять, то и переменным током 220-240Вольт, стало быть, пользоваться будет грешно- )), ...однако, средневековое мракобесие.
Вместе с тем и сегодня, научно объясняя явление молний-перуниц разрядом-пробоем атмосферного электричества, невозможно удержаться от эмоционально-экспрессивного восприятия этого грандиозного явления Перуна в матушке-приРоде.
Слава Роду!
Итак, теперь о Празднике...
В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев (дуб – Перуново древо).
Сам праздник включал в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.
Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее).
Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней.
После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья). Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги.
После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Белесом», посвящённый победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров). По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле). Затем совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, сурья, пиво, квас. Игрища начинают со взятия «городка».
В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных и семейных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом. ..
Специфика праздника заключается в «магических действиях» по подобию, повторяющих, объясняющих или подтверждающих наличие и деяния Громовержца, а именно:
Громыхание различного вида, раскатистое, гулкое, отрывистое и т.п., производимое с помощью бочек, вёдер, барабанов, мечей, щитов, молота, цепа.
Расплёскивание воды из бочек и вёдер на землю, обрызгивание девушек, если лето засушливое и ритуал вызывания дождя (он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины). И наоборот, если июль дождливый, пронос вёдер с водой, стараясь не расплескать, упор на огонь в ритуалах.
Катание «громовых» колёс и бочек.
Имитация града – топтание ногами виртуального антагониста.
Ряжение в волков, разыгрывание похищения «тёлок» «волками» и «охота» на хищников.
После использования хлеба – собирание и подбрасывание к Небу крошек.
Ритуальный жест Перунова дня: руки на плечах крест-накрест («перекрестясь»), рот приоткрыт – жест защиты от звуковой волны (раскатов грома), которой Перун проявляет своё присутствие.
День Бога Перуна (летний) существенно отличается от январского праздника как с точки зрения фольклорно-символической основы, так и в плане ритуальной части. Зимой во время празднования Дня Бога Перуна каждый из участников повторяет Перунов путь, разумеется, в значительно меньших масштабах )):
Перунов путь «вытаптывается» на снегу в строгом соответствии со схемой и сторонами света. Раньше этот путь «вытаптывали» вокруг сел, либо капищ, со временем он упрощался, но в основе оставался тот же своеобразный обережный круг - Коловрат. Сегодня зачастую его делают менее масштабным – всего несколько десятков шагов. Обережная функция в данном случае не работает, но символическая составляющая остается, кроме того, пройдя по Перунову пути (даже небольшому), человек очищается и напитывается природной энергией Матери-Земли. При этом у наших Предков вопрос участия в любых ритуальных действиях даже не стоял, ведь это великая честь – прикоснуться к миру Прави, на миг почувствовать реальную, незамутненную силу своих Пращуров.
О, могучий Перун,
Бог Славянских племён!
Ты десницей своей
Отрясаешь наш сон.
Вновь сразившись со змеем
В поднебесье крутом —
Возвращаешь нам память
О РОДе своём!..
...С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна - бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым славянским божеством.