На уходящей неделе окончательно стало ясно – большой политической интриги на губернаторских выборах не получится… если, конечно, не выскочит киндер-сюрприз, как в 2004-м. Елена Вторыгина не идёт кандидатом по независящим от неё причинам. В том смысле, что она бы и хотела, но вот московские товарищи не разрешили.

Об этом говорится (и пишется) даже не на уровне слухов, а вполне открыто, ссылаясь на информацию из официальных источников. И это низводит само возвращение прямых губернаторских выборов в России до полной ничтожности. Помните, как нам одиннадцать лет назад объясняли – отмена произошла из-за событий в Беслане (хотя какая связь, мало кто понял). На самом же деле на весенних выборах 2004 года победили сразу три «внесистемщика» – Киселёв (Архангельская область), Евдокимов (Алтайский край), Шпак (Рязанская область). Ничего страшного из-за этого со страной не произошло: Евдокимова уже через год не стало (хотя его пример наглядно показал – избиратель, если его достанут, готов проголосовать и за клоуна); наш тихо отсидел отпущенный ему срок, запомнившись лишь «пинцетным» скандалом; десантник Шпак, хотя и обладал принципиальным до неуживчивости характером, но народного восстания так и не поднял. Однако Кремль возмутился, что где-то рискуют не прислушиваться к его мнению, и пресёк избирательное вольнодумство.

Почему сейчас отпустили вожжи? Всё просто, государство во всех сферах стало закручивать идеологические гайкаи и решило хоть в чём-то дать демократическое послабление. Но так, что держать всё под контролем. И это в перспективе создаст Игорю Орлову (в случае избрания) дополнительные сложности, ибо даст повод к вопросу о его легитимности. Да и дух соревновательности упал в нижние ряды партера, потом, глядишь, придётся оправдываться перед Москвой за безобразно низкую явку.

Но, что сделано, то сделано. Выборный пейзаж на сегодня таков: Орлов (ЕР), Павлов (КПРФ), Осицына (ЛДПР), Краева (СР), Керцев (Коммунистические коммунисты), Падорин («Великое Отечество»), Габидулин (ПАРНАС). Причём даже те, кто заявился, совсем не спешат со сбором подписей, необходимых для прохождения муниципального фильтра. Андрей Контиевский, счастливо ставший главой регионального избиркома, волнуется – «а вдруг проверить подписи на подлинность не успею». Похоже, готовит себе почву для отказа кому-то в регистрации.

При этом некоторые кандидаты уже вкладывают деньги в агитационные материалы. Зачем, если есть риск, что их не допустят до основного марафона? Ну, кто зачем пошёл на выборы...

Из собственного опыта. В 1999 году я работал на выборах губернатора Подмосковья. Наша команда вела тандем Фёдоров-Лебедев. Первого, бывшего министра финансов, уже изрядно успели подзабыть, а самому крупному на тот момент мажоритарию ГАЗПРОМа захотелось вернуться в большую политику. Второй, председатель Национально-резервного банка, впервые стал играть в подобные игры… и в итоге доигрался до славы скандального оппозиционного политика, бьющего лицо оппонентам в прямом телеэфире (скандал с Полонским).

Оба парня небедные, деньги, пущенные ими на саморекламу, исчислялись сотнями тысяч долларов. Причём задача победить не стояла изначально, все же здравомыслящие люди. В итоге сладкая парочка, несколько раз переругавшаяся между собой, набирает 9% при электоральной узнаваемости на начало избирательной кампании в 4%. Все довольны, все расходятся, Борис Фёдоров приступает к реанимации своего «Выбора России».

Другой пример. Весной 2000 года всё тот же Александр Лебедев решает за десять дней до конца подачи документов заявится на выборах губернатора Санкт-Петербурга. Мы с политологом Игорем Марковым едем в город на Неве, показательно сорим долларами (ах, светлый миг), делаем информационный вброс в местные СМИ – мол, газпромовский банкир имеет серьёзные намерения, берём в местном избиркоме необходимые для регистрации документы.

И через несколько дней снова приезжаем, чтобы сообщить – банкир Лебедев понял, что самым достойным на этом посту будет действующий губернатор Яковлев, и он призывает своих потенциальных сторонников голосовать именно за него. Чуть позже во втором по значимости городе России открываются два отделения лебедевского банка. Стоило это истраченной сотни тысяч долларов? Думаю, ответ очевиден…

Что пытаются выгадать наши «неторопливые» кандидаты», среди которых, кстати, нет записных любителей избираться всюду, где шум и дым коромыслом – Древарх, Донской, Ножнин и пр.? Кто знает. Например, стать первыми номерами партийных списков на выборах в Госдуму, которые состоятся уже через год. Как пример, по интернету ходят слухи, что Елену Вторыгину собираются утешить местом сенатора (вместо Кононовой-маленькой), так как места в партийном списке от «Единой России» уже расписаны брутальными мужчинами. А почему бы и нет…

Оригинал