Всё, римейк «Пилорамы» прошёл и, похоже, удался. Гештальт закрыт. Фестиваль может продолжаться, расти и совершенствоваться, если в следующем году потребность в нём сохранится.
На подготовку с нуля ушло всего два с половиной месяца. Целевых денег собрано и потрачено всего 104 тысячи рублей, всё остальное – подручные ресурсы многих и многих людей. За 5 дней маленький оргкомитет и несколько десятков самых добровольных добровольцев выдали 37 событий, как минимум, половина из них оказались вполне успешны, а некоторые и очень необычны для пермяков. Несколько сотен человек явно получили удовольствие, с десяток побрюзжали, злопыхатели тихо и дисциплинированно ходили вдоль стенок, не маячили. Работники минюста, Костя Духонин и работники Кургиняна готовят свои доносы. Минюстовские надзиратели очень добросовестно отнеслись к своей миссии: они тщательно записывали все дискуссии на соответствие высказываний нашему безумному законодательству.
На двух дискуссиях: «О вреде истории для жизни» и «PR на Сталине» даже довелось выйти на интересные умозаключения. Очень удивил спрос на экскурсии по гражданским местам Перми (на последней было 30 человек, которые почти три часа гуляли по городу со смыслом). «Живая библиотека» за 6 часов привлекла 30 «живых книг» и 200 их «читателей». Публику восхитили Тим Скоренко и Концерт для двух голосов «Поэзия тунеядцев». Не понятная мне субботняя «активистская» линия для мам, детей и подростков вызвала реальный интерес «целевой аудитории» (люди меняются). Говорят неподготовленную публику очень задела за живое социальная анатомия «Клубов наизнанку», а подготовленные с головой окунулись в "Добрососедство". Брат сорвал аплодисменты со своим устным эссе "Шедевры и преступления". Я далеко не везде был и не обо всём слышал, могу не назвать что-нибудь для кого-нибудь особенно понравившееся.
Из неудачного. Как уже писал, несколько засушенными и умозрительными получились как раз те дискуссии, которые готовил, в том числе, я: «Пермь после 2017 года» и «Загадка российских традиционных ценностей». Возможно мы немного переборщили и с обеспечением безопасности участников нескольких дискуссий (предварительная запись и т.п.), содержание которых, изложенное неадекватно, могло привлечь извращённое внимание правоохранителей (многие «неправильные мысли» уже крминализированы в нашем законодательстве, усилиями пары-тройки безумных тёток в Госдуме). Ну и наконец, смешная история с американским консулом. Дипломат оказался очень самостоятельным и тихим, настолько тихим и самостоятельным, что на первых мероприятиях мы его просто не заметили (трудно заметить незнаемого). А потом журналисты, скучающие под запретом писать о «Пилораме», разыграли «гигантский политический скандал» с подпольным и тщательно скрываемым визитом «вражеского дипломата», лично привезшего «сундуки печенек» для «Пилорамы». О самой «Пилораме», как и было приказано губернаторской «Службой по контролю за свободой слова», пермские СМИ усердно молчали, за исключением единичных публикаций «Звезды» и «Местного времени».
Фестиваль доказал, что даже в это антисанитарное время многое возможно, было бы желание и искренняя готовность очень разных людей делать реальное и общее дело. Для меня важно было понять, что возможен не только фестиваль - возможен реванш, ведь они всего лишь подневольные люди, хоть и с бюджетами, и полициями, а мы просто реально свободные. Громадное спасибо всем нашим многочисленным добровольным помощникам. Столько доверия, желания и энтузиазма я давно не видел.