12 июля (Петров день) в священной роще Мер ото, с. Шоруньжа, Моркинский р-н, Республика Марий Эл, прошло мирское моление с жертвоприношением трём божествам: Ош кугу юмо (Белый великий бог),Тӱнямбал серлагыш (Вселенной хранитель) и Шочын ава (Рождения мать). В жертву были принесены: бычок, ягнёнок, овца, гусь и утки. Моление вели карты (жрецы) из Шоруньжи, Куженера, в том числе известные онаенги Альберт Рукавишников и Вячеслав Актуганов. 

Начало здесь.

На главной поляне людей было немного, человек пятьдесят. На костре в четырёх котлах варились бычок и гусь. Два карта принимали хлебные подношения у высокой берёзы, посвящённой Ош кугу юмо. Женщины, уже сделавшие подношение, сидели на лавках в ожидании моления. Мы встали в очередь, приготовили хлеб, квас, самодельные восковые свечи и "серебряные" монеты. На жертвенном столе, на еловых ветках, лежали хлеб, блины, творог. Молясь, карт время от времени встряхивал пластмассовый тазик с монетами, производя "серебряный" звук.



Вернувшись к остальным, поговорили с двумя картами, сидевшими на передней лавке. Вячеслав Александрович рассказал, что в октябре они устраивают ял кумалтыш (деревенское моление). Я спросил, почему больше не молятся Петро юмо. Оказывается, молятся, но жертву приносят совместную с Ош кугу юмо.



Народу всё прибывало, подъехал автобус из Йошкар-Олы, какие-то студенты в разноцветных "этнических" носках и галошах, с фотиками и блокнотами в руках.

В 13:34 карты выстроились в ряд, и организатор - Иван Михайлович - представил каждого из них, по очереди давая им слово. 



Началось моление. Молельщики (человек 150) встали на колени - кто на еловые ветки, кто на расстеленные куртки - лицом к священному дереву онапу. Зрители (человек 30) остались сидеть на лавках или бродить с фотокамерами. 



Моление длилось где-то полчаса, потом карты бросили частички жертвенных животных в костёр и стали раздавать кашу и бульон с мясом. Благодарственное моление после трапезы не предусмотрено. 

Мы спустились на поляну Шочын авы - посмотреть, что там делается. Там было меньше людей, в основном женщины. Моление как раз подходило к концу. Позже всех закончилось моление Серлагышу - и, не успели отзвучать последние слова карта, сыпанул дождь.



Это уж такая закономерность. Давно заметил: конец молению - начало дождю.

Мы немного промокли, а потому в этнографический музей Шоруньжи заезжать не стали, а отправились домой в объезд через Параньгу.

Оригинал