Греция сказала «нет» кредиторам. Кончатся ли завтра евро?
6 ИЮЛЯ 2015, ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Из «Ежедневного журнала».
Граждане Греции демократическим путем решили не платить долги, отказавшись выполнять программу экономии, предложенную международными кредиторами. Большинство проголосовавших на референдуме — 61,31% — сказали «нет». Противоположную точку зрения высказали 38,69%. Всего проголосовали 6,4 миллиона человек (около 62 процентов греков, имевших право голоса).
Комментируя предварительные итоги плебисцита, официальный представитель правительства Гавриил Сакелларидис заявил, что Греция хочет немедленно возобновить переговоры с международными кредиторами с целью заключения соглашения по своей задолженности. Министр финансов Янис Варуфакис сначала заявил, что «за 24 часа могло бы быть заключено соглашение». После чего попросился в отставку, дабы не затруднять ведение переговоров.
При этом государства ЕС пока что не торопятся возобновлять переговорный процесс. Вместо этого канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд в ходе телефонной беседы выступили за проведение 7 июля чрезвычайного саммита глав государств и правительств стран еврозоны.
Об истоках проблемы «Ежедневному журналу» рассказал научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений ЯСИН:
Греческий референдум отражает ситуацию, которая рано или поздно должна была наступить, потому что при создании Европейского союза и еврозоны были допущены некоторые прекраснодушные ошибки. На более богатые страны были возложены определённые финансовые обязательства, поскольку было понятно, что какое-то время бедные государства не смогут обходиться без их субсидий. Но такая конструкция оказалась западней: вместо того чтобы решать фундаментальные проблемы, бедные государства хотели еще и еще субсидий. Вся система была устроена так, чтобы эти субсидии продолжали поступать.
В Греции эта ситуация зашла наиболее далеко, страна не смогла выполнять условия, которые создавали бы равновесие между членами Европейского союза. Пришло время, когда развивающиеся страны из других частей мира, такие как Китай, Индия или Бразилия, стали поставлять на европейские рынки продукты, которые были дешевле, а иногда и качественнее греческих товаров. Кроме того, значительная часть греков занята в отраслях, находящихся за пределами Греции, и таким образом выплачивает налоги в бюджеты других стран.
Референдум на самом деле проходил по вопросу, какой выбор делать на будущее, вопрос, подчиняться или нет требованиям кредиторов — это только формальная сторона проблемы. В действительности вопрос звучал так: сможем ли мы поменять нашу экономику, больше работать и больше платить налогов или нет? Большинство греков ответило на этот вопрос отрицательно: мы против того, чтобы выполнять долговые обязательства, лучше мы будем независимыми от Европейского союза.
Правильно это или нет — вопрос, на который я однозначно не могу ответить. Но это говорит о том, что преодолен очень чувствительный порог: первоначальные надежды людей, стоявших у истоков Европейского союза, не оправдались. Прекраснодушные социал-демократы думали, что все люди одинаковые и если создать всем государствам равные рыночные условия, то отсталые будут догонять более успешных. Мы видим, что это не получилось.