«Ой, какие у вас названия трудные. Странные, однако», - приговаривала Дарима Жалсанова из поселка Зуткулей Дульдургинского района, что в Бурятии. Когда она говорила со своими по телефону, мы слушали, как музыку. Она – единственная из нас, кто знает свой родной язык и говорит на нем у себя дома. Стесняется, что с русским у нее дела хуже обстоят. Хотя она знает его уж точно получше многих, живущих здесь. Во всяком случае, «Лахденпохья» выговаривать научилась – любо-дорого. Не то, что наши дикторы по телевизору.
Итак, мы – это группа путешественников, которые благодаря программе «Культурная мозаика малых городов и сел» фонда Тимченко отправилась в карельскую глубинку на стажировку «Традиции и развитие народных ремесел». Помимо Даримы мы познакомились с Ириной Макушевой из Комсомольска-на-Амуре, Натальей Кленовой из Елатьмы, Екатериной Лапиной из Урюпинска, Маргаритой Сергеевой из Добринки и Светланой Радостевой из Астрахани. Это те прекрасные энтузиастки, каждая из которых у себя сумели реализовать большой проект по ремеслам (я уже писала о них вот здесь http://7x7-journal.ru/post/63561
Сразу скажу: не волнуйтесь, что такое калитки, они узнали – отведали в Пряже! Но мы, сопровождающие их в поездке, не предусмотрели многого. Конечно же, они были в Карелии впервые. И не знали, что такое кантеле, не пробовали морошку, стремились оценить целебные свойства нашего шунгита и тд, и тп. А нам заранее не пришло это в голову! И по ходу путешествия нам приходилось срочно искать все это, доставая иногда буквально из рукава. И вот тут помог проект «Сельский блогер», о котором я тоже писала. http://7x7-journal.ru/post/63092 . Ловя в автобусе ускользающий интернет, я выкладывала в соц сетях все свои мольбы, и в этой самой Лахденпохьи, которую Дарима запомнит надолго, Артем Леонов прочел и принес для нее банку морошки. Вот она – сила сельского блогинга!
Где мы только не были – всего не перечислишь. И в каждом уголке – свой запах. Запах дела. Ремесла пахнут в Карелии можжевеловой веточкой, брусникой, овечками, печным жаром. В Пряже Катерина Ефремова в этнокультурном центре «Elama» и экскурсию проведет, и праздник организует, и сувениров у них полна коробочка, и все – от местных жителей. Кто варежки вяжет, кто иван-чай начал собирать, паковать, ферментировать. И резьба, и плетение – всем богаты.
В Олонце в мастерской при Художественной школе рекомендую заглянуть к гончару Роману Леонтьеву. Лихо он горшки стряпает. Гордится тем, что у него там есть станок, такой один на всю Россию. На широкую ногу там лепка поставлена, дети изразцы какие делают – залюбуешься. А при Олонецком музее карелов-ливвиков – ткацкая мастерская. Елена Скобкина ей заправляет. Так умеет не только половики ткать, этим уже нас было не удивить, а и тончайшие полотенца с почти ажурным рисунком! Дарима не утерпела, приобрела у местного мастера Андрея Петрова станок. У себя в Зуткулее она занимается конским волосом; до пряжи, до ниток, до валяния и ткачества – сама не своя. О хорошем ткацком станке давно мечтала. Говорит – один купили по интернету, никакого с него толку. А наших-то мастеров – ладные, один к одному! Дарима вообще из всей группы самая шустрая. О том, как мы ее из автобуса с этим станком выгружали, и на поезд сажали – отдельная песня. А потом еще предстоял самолет и автобус до Зуткулея. Женщина – огонь!
В культурно-выставочном центре имени Кронида Гоголева (г.Сортавала) обязательно зайдите в мастерские – там довелось нам напечатать линогравюры. С глиной и деревом тоже там работают. А какая у них постоянная экспозиция горельефов Гоголева, какая новая выставка сейчас по истории города открыта!
В поселке Куркиеки, который не окно в Европу, но – «Калитка в Карелию» в краеведческом центре «Кирьяж» реализуют программу с этим говорящим названием. Там много всего намешано, там такие сотрудники замечательные! Надежда Бахметьева не покладая рук трудится – только плотницкие работы завершит, балясины выточит, покрасит, как берется за сосновые молодые стволики, изгородь журавлиную правит, причудливых птиц изобретает, на которых все лезут фотографироваться. А отдых не предусмотрен – вслед за этим уже и прялка зовет, узорчатые пояса змеяться, карды, чтобы шерсть начесать – все дворы, кто еще овец держит, ей куделю заказывают, а вязать одной иглой надо успеть, а обойти все горы с группами туристов, чтобы предания о викингах 12 века рассказать? Дня не хватит. К ним поезжайте обязательно – ахнете!
Это я всё кратенько. Если кого-то всерьез заинтересует, то напишите мне в соцсетях, я подробнее все поясню, что знаю. А вот здесь http://etnokarjala.ru/ можно посмотреть, чем мы богаты. Жалко, что мы так спешно по Карелии пробежались, у всех было желание подольше задержаться, пристальнее разглядеть, потверже запомнить.
А меня вот что больше всего беспокоило. И чем дальше мы в эту тему углублялись, тем горше мне становилось. Ремесла. Что делается, чтобы их сохранить? Всё делается – мастерами. Ничего – государством. И вот тут не буду называть фамилии, уточнять, где велись эти разговоры, начатые еще в Петрозаводске. Потому что все говорили – мы люди подневольные, у нас начальство. Вы про это не пишите, а то у нас будут проблемы. И становилось жутко обидно за них. Бьются все сотрудники, чтобы мастера могли свои товары с гордостью рекламировать, чтобы дети умели обращаться с гончарным кругом, с бёрдами, с прялками, с иголками, чтобы не забылось это. Но почти у всех это – полулегальная деятельность.
Спасибо вам, дорогие Ирина, Маргарита, Светлана, Катерина, Дарима, Наталья, энтузиастки и сподвижницы! Если бы не ваши проекты, если бы не ваша победа, я и не знаю, когда бы смогла побывать во всех этих уголках нашей Карелии и познакомиться с чудесными людьми! Ну и программе «Культурная мозаика» за это тоже, безусловно, большая благодарность.