Борис Соколов
Генеральная прокуратура признала неконституционной передачу Крыма от РСФСР Украине в 1954 году. Забавно, что прокуроры занялись проверкой конституционности правовых актов, принятых несколько десятилетий назад в уже не существующем сегодня государстве. К тому же вообще-то вопросы о соответствии нормативных актов Конституции решает у нас как будто не прокуратура, а Конституционный суд. Впрочем, и за ним бы дело не стало: если прикажут, он признает соответствующим или не соответствующим Конституции что угодно, хоть продажу Аляски Америке.
Но даже если бы решение принял Конституционный суд, оно имело бы ничуть не большее отношение к международному праву, чем нынешнее решение Генпрокуратуры. Ведь принадлежность Крыма Украине была безоговорочно признана в ряде соглашений между Россией и Украиной, в частности, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 года и в заключенном в том же году Соглашении о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины.
Та часть решения Генпрокуратуры, где утверждается, будто и после передачи Крыма Украине Севастополь сохранил статус города союзного подчинения, опровергается элементарно - простым обращением к соответствующему тому Большой советской энциклопедии. Там черным по белому написано, что Севастополь имеет статус города республиканского подчинения в составе УССР.
В Генпрокуратуре также считают, что Конституция СССР 1936 года "вопросы утверждения изменения границ между союзными республиками относила к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления и не предусматривала полномочий Президиума Верховного Совета СССР по вопросу об изменении территорий союзных республик". Соответственно, таких полномочий не было будто бы и у Президиума Верховного Совета РСФСР. А потому, дескать, указы Президиумов Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР о передаче Крымской области из состава России в состав Украины неконституционны.
Однако иначе как указами Президиума Верховного Совета СССР (а ранее, пока действовала Конституция СССР 1924 года, - постановлениями Президиума ЦИК СССР) изменения границ между республиками не производились. Хотя подобные действия Конституция 1924 года также относила к исключительному ведению союзного ЦИК. Другое дело, что все постановления Президиума ЦИК и указы Президиума Верховного Совета в обязательном порядке утверждались очередными сессиями соответственно ЦИК и Верховного Совета. Однако на это обстоятельство в Генпрокуратуре предпочли не обращать внимания.
Между тем, например, постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 года от Украины России был передан ряд районов Таганрогского и Шахтинского округов с городами Таганрог и Шахты. Взамен Украина получила ряд территорий Почепского и Севского уездов Брянской губернии, Путивльский уезд (с Путивлем) и части Грайворонского, Белгородского и Суджанского уездов Курской губернии, а также часть Валуйского уезда Воронежской губернии. Если следовать логике российской Генпрокуратуры, надо также отменить и соответствующее постановление ЦИК и вернуться к границам, существовавшим до 16 октября 1925 года. Но тогда Россия определенно проиграет. Ей придется вернуть Шахты с 237 тыс. населения и Таганрог с 253 тыс. населения, получив назад Путивль всего с 17 тыс. жителей.
Точно так же придется признать незаконными практически все изменения территорий союзных республик, осуществленные в советское время. Например, с тем же основанием, что и передачу Крыма Украине, можно признать незаконным преобразование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики в союзную Казахскую Советскую Социалистическую Республику и выход ее из состава РСФСР. Сделано это было простым принятием новой Конституции СССР 5 декабря 1936 года, но никаких решений ЦИК СССР и РСФСР о выходе Казахстана из состава Российской Федерации до этого не принималось.
Или вот cоглашение между Советским Союзом и Ираном об урегулировании пограничных и финансовых вопросов, заключенное 2 декабря 1954 года и ратифицированное Президиумом Верховного Совета СССР 25 апреля 1955 года. Согласно этому соглашению, Иран отказался от претензий на район Фируза, входивший в состав советской Туркмении, а взамен получил равную по площади территорию советского Азербайджана. Если признать произведенное этим указом Президиума Верховного Совета изменение границ Азербайджана незаконным, то между Ираном и Азербайджаном может возникнуть территориальный спор.
Применение принципов, использованных Генпрокуратурой России в решении по Крыму, к другим правовым актам, связанным с изменением границ между союзными республиками, может привести к настоящему географическому хаосу на постсоветском пространстве. Но Путина это вполне устраивает. У него, как у опытного шулера, в рукаве припасен еще один козырь. Парламентарии от "Единой России" обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность создания в 1991 году Госсовета СССР, признавшего независимость стран Балтии. Можно не сомневаться, что, если потребуется, Генпрокуратура в нужный момент объявит Госсовет нелегитимным органом, а значит, и признание независимости Прибалтики будет считаться незаконным. И Кремль получит предлог "пойти навстречу чаяниям русскоязычного населения" и начать гибридную войну против Латвии или Эстонии.
Конечно, все упражнения Генпрокуратуры с Крымом, а в будущем, не исключено, и с другими территориями постсоветских государств имеют пропагандистский характер и предназначены в первую очередь для употребления внутри страны. Однако они обращены также и к "полезным идиотам" на Западе которые будут твердить, что раз Советский Союз был распущен не вполне законно, то у путинской политики есть свои резоны. И, что еще опасней, решения такого рода могут послужить предлогом для новой российской агрессии не только против Украины, но и против других постсоветских государств.