В книге британского религиоведа Дэвида Льюиса "После эпохи атеизма" описан любопытный эпизод. В 1998 году, 12 июля, автор побывал на большом молении в селе Шоруньжа Моркинского района. Там были все карты (жрецы), включая верховного, ждали президента. 

Президентом Республики Марий Эл тогда был Вячеслав Александрович Кислицын, которого я знал лично. Одним из картов был Алексей Изергович Якимов, к сожалению, ныне покойный; его я тоже хорошо знал (колоритный старик, вот он на фотографии). 



Но не в этом суть. Так вот, президент приехал - и дальше (если верить британцу) произошло следующее:

"Карты приветствовали президента и предложили ему и сопровождавшим его лицам отведать пищи, приготовленной для принесения в жертву. Он принял подношение и отправился на капище, посвященное святому Петру, где зажег свечу перед деревом. Тем временем все присутствующие образовали полукруг, стоя на коленях, и приготовились к молитве" (с. 142).

Наверняка вы даже не заметили "подвоха", а у меня этот эпизод вызвал культурный шок.

"Карты... предложили ему (президенту)... отведать пищи, ПРИГОТОВЛЕННОЙ для принесения в жертву..." 

Не пищи, над которой УЖЕ прочитали молитву, а только ПРИГОТОВЛЕННОЙ для принесения в жертву! Да её даже лизнуть нельзя! Даже сами карты, которые варят бульон и кашу, не могут её пробовать на вкус! Она же богам предназначена!

Да, в плане кулинарии она "готова", но в плане "евхаристии" она не готова, от слова совсем! Только совершив моление, карты начинают раздавать ритуальную пищу, и тогда уже молельщики вкушают её (сами карты пробуют по чуть-чуть во время молитвы). Но не раньше!

Что же это было? Британец, описывая события, ошибся? Или... боюсь подумать...

Оригинал