Сегодня у нас немало тех, кто пишет о том, как хорошо жилось детям в советское время. Поэтому я и решил опубликовать эти архивные документы.

Из докладной записки секретарю Кировского обкома ВКП(б) И.Т. Быкову от 12 декабря 1951 года.

«Инструктор отдела школ ЦК ВКП(б) тов. Л.М. Буркова проводила беседу с учеником 7 класса семилетней школы №1 города Котельнича Юрием Мосеевым в присутствии директора школы тов. Клепиковой и меня и мы пришли к глубокому убеждению, что Мосеев подпал под чужое влияние, а кого конкретно нам установить не удалось.

Из беседы с руководителем общества «Друзья» Кармацким мы выяснили, что директор дома-музея Кочетков усиленно рекомендовал им втянуть в это общество Мосеева. Мосеев же, выслушав Кармацкого о целях и задачах «Друзей» сказал ему, что это ребячество – детская игра. Играйте, а я в таком обществе состоять не буду.

Вот у меня есть настоящие ребята в средней школе №3, но фамилий не назвал, и друг, который теперь служит во флоте (он хотел организовать восстание). В то же время сказал, что нужно подбирать таких ребят, которые настроены против Советской власти, будут писать листовки и слушать «Голос Америки». Я не буду вступать в комсомол, я читаю религиозные книги и верую в Бога. Я хотел написать книгу об освобождении крестьян, но она у меня не удалась.

Мать Мосеева 1905 года рождения в 1937 году училась в совпартшколе. Исключена из рядов ВКП(б). Получает пенсию 110 рублей в месяц и нигде не работает. Отец (неродной), Коновалов, инвалид войны получает пенсию 120 рублей в месяц и нигде не работает. Ездит в поездах по железной дороге и побирается.

В 1950 году семья купила дом за 16.000 рублей.

Инструктор отдела школ ЦК ВКП(б) тов. Л.М. Буркова сказала, что пока с учеником Мосеевым беседовать больше не нужно, а нужно поручить соответствующим органам провести работу, раскрыть так называемых «надежных ребят» Мосеева из средней школы №3 и узнать под чьим чуждым влиянием находится Юра Мосеев и что из себя представляют его родители.

Заведующий отделом школ и вузов обкома ВКП(б)  - Летягин

Юра Мосеев родился 15 января 1935 года. Отец погиб на фронте. Мать вышла замуж второй раз. Отчим к мальчику относится очень строго, учитывает каждый его шаг. Он хорошо знает расписание уроков, и ребенок должен через 20 минут после окончания занятий быть дома. Поэтому Юра не остается на занятия кружков, на дополнительные занятия. Очень беспокойно чувствует себя на классных собраниях, боясь опоздать домой. Товарищей у Юры нет. Его из дома никуда не пускают, и к нему никто не ходит. У Юры есть сестра Римма 4 лет, дочь отчима. Девочка очень своенравная, капризная и настойчивая. Мать иногда уводит ее с собой на рынок, чтобы она не мешала брату заниматься. Если отчим дома, то девочка является полновластной хозяйкой. В прошлом году Юра однажды вернулся из школы и сестренка начала рыться в его сумке. Мальчик не дал ей безобразничать и ударил Римму. Отчим выгнал Юру из дома, а мать бросила за дверь фуфайку, и мальчик был вынужден идти вечером, куда глаза глядят. Он скитался три дня, потом был пущен домой».

(ГАСПИКО, ф. П-1290, оп.25, д.57, л.152, 160-161).

Из протокола заседания Кикнурского райкома партии «О непартийном отношении секретаря райкома тов. Кузнецовой к своим детям» от 15 сентября 1942 года:

«Отец, муж тов. Кузнецовой, находится на фронте в должности политрука.

Во всем тов. Кузнецова подразделяет свою дочь и приемных, по мужу, мальчиков, которые поставлены в очень плохие условия. Им дается плохая пища и одежда, хотя тов. Кузнецова получает на них аттестат от мужа на 500 рублей ежемесячно.

В начале сентября тов. Кузнецова, уходя в командировку на 10 дней, не разрешила своей сестре пускать в квартиру младшего сына, который вынужден был спать под крыльцом дома, не имея при себе ничего теплого, и питаться кое-чем. Днем – куски от школьников, ночью – краденые с огородов овощи».

(ГАСПИКО, ф. П-1290, оп.115, д.9, л.66).

Вот такие дела…

Александр Рашковский, краевед, 29 июня 2015 года.