Немножко о гуманизме.
Общественные наблюдатели, как известно, выступают за справедливость и соблюдение законности. Тяжкий труд, но легких путей в нашем деле нет. Посему работаем даром, на личном и безграничном энтузиазме. Год назад, чтобы сократить время и транспортные издержки, мы стали планировать по два посещения в день. Благо, некоторые учреждения находятся в шаговой доступности друг от друга. Как правило, для посещений выбираем выходные дни, когда практически нет этапов и можно более плотно работать с людьми.
6 мая 2015 члены ОНК Санкт-Петербурга Леонид Агафонов и Борис Пантелеев прибыли в СИЗО-5 - это преимущественно женский изолятор, на территории находится небольшой мужской корпус. Женские камеры в основном достаточно большие, содержатся в них по 15-20 человек. Летом температура в камерах доходит до 30-35 градусов. Сразу же пошел к своим «мамкам» - женщинам с детьми. Они разбиты на две группы: одна часть содержится в отделении "матери и дитя" в медсанчасти, другая в корпусе. В отделении "мать и дитя" в медсанчасти условия более приличные. Сейчас там 11 мам с детьми, но площади все равно не хватает. На 11 детей размещено всего 7 кроваток, остальные дети спят вместе с мамами. В отделении на корпусе, переделанном из обычной камеры, условия хуже - там еще 4 мамы с детьми - на 4 детей 2 кроватки. В камере для беременных находятся 3 женщины с большими сроками. На фоне тесноты и безнадеги - маленькая радость: гр. Н., которую в течение двух месяцев конвой отказывался перевозить в суд по причине беременности, требуя сопровождения врача, таки родила, и на первом же заседании вышла на свободу с условным сроком! Признак редкого гуманизма, надо сказать! Как правило, женщины, находящиеся в СИЗО, получают реальные сроки наказания без всяких отсрочек.
Я часто сталкиваюсь с мнением, что женщины "специально" беременеют, чтобы уйти от ответственности или облегчить свои условия. Что это - инсинуации или обоснованные суждения?!.. Маленькая Ульяна за четыре месяца так и не получила консультацию онколога и нейрохирурга; ее мама, подавшая на УДО, так и не получила ни характеристик, ни справок о состоянии здоровья ребенка от руководства СИЗО-5 и была вынуждена отозвать ходатайство, так как поездки в суд с ребенком выматывают, а заседания переносили в связи с отсутствием справок. Это один лишь эпизод из числа "благ", приобретаемых женщинами с рождением детей в тюрьме...
На тренинге PRI ( международная тюремная реформа), прошедшей в Петербурге с 20 по 22 мая 2015, мы с коллегами обратили внимание на контроль за транспортировкой уязвимых групп заключенных. Наработки пришлись кстати. При опросе установили:
- женщин с детьми доставляют в суд и на следствие на необорудованном транспорте;
- отсутствуют детские кресла и ремни безопасности, жизнь ребенка в случае аварии или резкого торможения подвергается опасности;
- отсутствует отопление при перевозке в холодное время;
- длительное время женщины находятся в судах в необорудованных для женщин с детьми помещениях после окончания судебных заседаний.
Больше всего жалоб на Калининский районный суд Санкт-Петербурга: из камеры для беременных исчез холодильник; несмотря на обещания начальника УФСИН по СПБ и ЛО Потапенко, беременных женщин так и выводят в душ раз в неделю (то ли слово генерала ничего не стоит, то ли исполнительская дисциплина отсутствует). Формально, вывод в душ раз в неделю не противоречит ПВР СИЗО (правила внутреннего распорядка приказ №189), но эта норма является минимальной, нижней чертой, дальше которой опускаться некуда. Для примера: в подобном этому Мурманском СИЗО женщин выводят мыться два раза в неделю, а в Белградской окружной тюрьме, женщины вообще могут принимать душ каждый день. У СИЗО-5 культурной столицы можно учится тому, как нельзя относится к беременным женщинам. Вообще, уже пора вносить поправки в ПВР СИЗО и увеличить минимальное количество приема душа женщинами на простом основании, что ТЮРЬМА - ЭТО ИНСТРУМЕНТ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕННОЕ ЗЛО и... ПОВОД ВСЕМ ЗАДУМАТЬСЯ О САМОУВАЖЕНИИ, начав с гигиены телесной. И, как бы между прочим, у женщин несколько отличные от мужчин физиологические особенности.
Посетили несколько женщин-заключенных по обращениям родственников. Были жалобы на Вологодский ГУП на несвоевременное поступление передач через магазин, на отказ нач. медсанчасти выдавать справки о состоянии здоровья. Мы помогли написать запрос и ответили на множество вопросов в карантине от первый раз попавших в СИЗО женщин. Заполнив журнал посещений членов ОНК и написав рекомендации, в ускоренном темпе двинулись другое учреждение.
Следующее посещение - СИЗО-4 - начали с карцера, обошли всех 8 человек, с каждым поговорили. Вырисовалась неутешительная картина: 7 человек сидят за отказ расписываться в журнале за дежурство и делать доклад на проверке. В ходе бесед выяснили, что у них сформировалась установка, что данная процедура ущемляет их человеческое достоинство. На вопрос, готовы ли они выполнять другие законные требования администрации, от всех получили утвердительный ответ. На наш взгляд, это слабая работа воспитательного отдела и психологов.
Потом обошли транзитные камеры. В первой же камеры опять жалобы на клопов, на превышение времени содержания (более 20 суток) в ожидании этапа. С радостью обнаружили, что гр. Н. все-таки убыл, отсидев полтора месяца в транзитной камере, ожидая отправки. Из 2 месяцев колонии-поселения, которые по решению суда ему было назначено за неуплату алиментов...
Пока обходили транзитные, из камеры №147 наловили штук 20-25 клопов и поместили их в пластиковую баночку. "Задержанные" клопы были переданы в руки ДПНСИ в нашем присутствии, записаны на видеорегистратор, ибо наши неоднократные рекомендации руководство СИЗО-4 игнорирует и клопов травить брезгует. Передаем материалы прокурору - может он похлопочет о здоровье граждан.