Общество защиты прав потребителей - организация, которая именно сейчас нам крайне необходима. Продукция на рынке становится всё более дрянной, чтобы втюхать её, продавцы идут на всё более наглые ухищрения. 

Купил ноубук за 25 т.р., через год вышла из строя аккумуляторная батарея. Чтобы её заменить, нужно сначала выписать из Китая, стоимость - треть ноутбука. Очки - 3,5 т.р. Через полгода у оправы срезалась резьба, и не стала держаться линза. Велосипед - 9 т.р. После каждой поездки отпадает какая-нибудь деталь. Резиновый бассейн для дочери - 3 т.р.. Лопнул словно надувной шарик. Электрочайники, обогреватели, вентиляторы относишь обратно в магазин спустя день, неделю, максимум, месяц использования. Спортивные костюмы шьют будто на цирковых обезьян. Ботинки такие, что уже в середине сезона на них презрительно смотрят побирающиеся мигранты. Вот шубы - да, хороши. Но если купить себе шубу, то круглый год придётся ходить в ней, в одних трусах и в очках без линз. 
О продовольственных товарах и не говорю. После размораживания рыбных стейков остаётся лужица с косточкой. Свинина и курица одного вкуса - безвкусного. Новосибирские пельмени за 300р килограмм - такая же отрава, как и тушёнка за 45р. Ливерную и вареную колбасу перестали есть кошки. Конфеты отучают детей от сладкого. Коньяк - дерьмо. Не нужны никакие алкогольные запреты, люди уже прекратили пить водку и пиво, потому что боятся поносов. Вообще, супермаркеты федеральных сетей в интересах здоровья потребителей надо бы закрывать сразу, как только на них появится надпись "Мы открылись!". Вот молоко, кефир и сметана - это да, вкусно и полезно. 
К сфере услуг нареканий несколько меньше. Теперь не так часто в парикмахерских выдирают волосы тупой машинкой, а в кафе всё реже подают нежующееся мясо с пластмассовыми столовыми приборами. Интернет почти не отключают, операторы сотовой связи ограничили практику скрытого подключения дополнительных платных опций. И всё равно за ними нужен глаз да глаз. 

Общество защиты прав потребителей - одна из немногих общественных организаций, предназначение которой абсолютно понятно и объяснимо. Перед произволом и недобросовестностью крупных корпораций одинокий гражданин беззащитен, у него, как правило, нет ни времени, ни сил, ни морального задора вступать с ними в судебную волокиту или иное противостояние. Общество же - сила, которое заставляет с собой считаться, потому что способно нанести урон лукавым рыночным игрокам как репутационный, так и финансовый. Никто не может защищать граждан от произвола богачей эффективнее чем мощное общественное объединение.

И вдруг оказалось, что потребителей в нашей стране защищает "иностранный агент". Ситуация возникла в результате публикации в интернете на сайте Общества памятки для туристов, посещающих Крым, где их предупреждали о вероятных последующих проблемах с получением европейских виз, так как в Европе считают Крым "оккупированной территорией". Сам президент Путин обвинил Общество защиты прав потребителей в обслуживании интересов иностранных государств. Теперь блог в "ЖЖ" руководителя ОЗПП Михаила Аншакова заблокирован Роскомнадзором, против организации Генпрокуратура потребовала возбудить уголовное дело за "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ" (?!). С одной стороны, приятно, что у высшего руководства страны есть время читать памятки для потребителей в интернете. Однако такая реакция государства на, в общем-то, довольно рядовой документ напоминает действия "слона в посудной лавке". 

Ну, во-первых, это была юридическая информация для определённого круга людей. Например, меня она никоим образом не касалась, так как я отношусь к тем 70-80% россиян, которые никогда не выезжали и не планируют выезжать за границу. Для остальных же знание о вероятных (пусть не слишком больших) рисках - почему нет, если случаи такие происходили? Михаил Аншаков пояснил: "... мы получили десятка 2—3 обращений от людей, которым консульские службы объяснили отказ в шенгенской визе посещением Крыма".
Во-вторых, цитирую Виталия Портникова: "Правовой статус Северного Кипра остается неопределенным вот уже более 40 лет. Все это время туда едут туристы, там приобретают недвижимость, заключают прочие сделки. Все это время различные институции предупреждают граждан различных стран о правовых последствиях их поступков. Республика Кипр запрещает доступ на территорию Северного Кипра иначе, как через свои пропускные пункты. Нарушителям может быть закрыт въезд на Кипр. Сделки с недвижимостью весьма сомнительны, и никто не знает, какие ситуации окажутся под вопросом в случае урегулирования конфликта на Кипре. И что? Вы, правда, думаете, что президент Турции каждый раз реагирует на подобную информацию?". ОЗПП озвучило позицию государств, которая не совпадает с позицией России и де-факто сложившимся положением, так как наши граждане пока ещё имеют намерения посещать эти государства. 
В третьих, как ни парадоксально, кроме "иностранного агента" интересы отечественных потребителей у нас защищать активно больше никто не будет. Не считать же такой защитой запреты на петрушку кудрявую, грузинские и молдавские вина, латвийские шпроты... 

Михаил Аншаков в ответ на претензии президента сказал, что глава государства «не уполномочен давать оценку деятельности общественных объединений». В реакции государства на это заявление всё, от чего мы отказывались последние 20 лет - примат не права, а начальственного крика, подключение всей мощи репрессивной машины, пропагандистский накат, идеологизация фактов реальной жизни. В заявлении Аншакова всё, что мы строили двадцать последних лет - достоинство гражданина, демократия, конституция. Или гражданское общество со всем его неудобным разнообразием мнений, убеждений и взглядов - это уже прошедший день, и никому больше совершенно не нужно?

Оригинал