Советная мечта

Илья Мильштейн, 19.06.2015

 

Из журнала «Грани».

Собственно, идея носится в воздухе. Мол, на международной арене мы ничего кроме глобального геморроя не производим, так давайте поразим человечество какой-нибудь внутренней либеральной реформой. Сам экс-вице-премьер эту мысль и высказывал, в усеченном виде. Не вторгаясь особо в область большой политики, с упором на экономические проблемы. Настойчиво унасекомливая несчастного премьер-министра, словно это он вводил войска в Крым и в Донбасс, Алексей Кудрин не раз уже говорил о "плохой работе" правительства и о необходимости "структурных реформ".

Это его, можно сказать, заветная идея.

Курс на самоизоляцию, проводимый нынешним национальным лидером, Алексей Леонидович пытается подправить при помощи неких реформаторских заклинаний. Это даже хорошо, что пока нам плохо, как бы напевает себе под нос отставной министр финансов - и далее предлагает некий набор действий, спасительных для экономики. Так, в ноябре прошлого года, указав в программной статье, что санкции - это всерьез и надолго, Кудрин сообщил, что пришла пора перестраиваться. Беды, обрушившиеся на страну, он рекомендовал "использовать для развития". То есть восстановить пенсионные накопления, заморозить налоги, прекратить закошмаривание бизнеса чиновниками, вернуть гражданам политические свободы... Ну и военные расходы сократить, к чему Кудрин призывал еще с незапамятных времен. За что и поплатился должностью.

Все это, конечно, производило сильное впечатление. Кто будет сокращать армейский бюджет, хотелось спросить, когда страна объявила войну целому свету? Какие там политические свободы, если из каждой законотворческой новеллы прет такой Пхеньян, что даже Ким Чен Ын, обидевшись на плагиаторов, отказался вместе с ними праздновать годовщину победы над фашистами? Вообще соединение трезвости и маниловщины в речах самого осведомленного из наших несогласных всегда вызывало оторопь.

Нечто подобное, до боли знакомое, прозвучало и в его вчерашних выступлениях - на Петербургском форуме, в беседе с корреспондентом Интерфакса и на "Дожде". Алексей Леонидович говорил прямо поразительные вещи. Хвалил Назарбаева, который переизбрался в апреле, чтобы получить, представьте себе, "новый мандат общенационального доверия для успешного прохождения страны в период глобальных испытаний". Советовал Путину пойти по казахскому пути: переизбраться досрочно и "объявить новую программу реформ". О чем чуть раньше писал экономист Евгений Гонтмахер, но в безоценочном стиле, просто пытаясь понять, зачем в Кремле решили перенести на два месяца назад выборы в Думу. Кроме того, как бы успокаивая гаранта, Кудрин сообщил, что в премьеры тот не пойдет и по-прежнему будет править страной. Наконец, сказал он и о "полномасштабном кризисе", сотрясающем Россию, и "не исключил" в который раз возможности своего возвращения во власть. При том условии, что Путин поддержит реформы.

В сухом остатке опять вышла каша. Ну правда, зачем Владимиру Владимировичу избираться раньше времени, когда за него и так 88% благодарных россиян? А если изнывающие от благодарности через год-другой прозреют, то разве спасет его указанный мандат доверия? И что вообще, кроме самого Путина, мешает Путину совершить все эти чудеса хоть завтра? Начать так называемые реформы, подсократить военный бюджет и осчастливить граждан, раскидав с балкона политические права.

Однако не все так просто, не зря же идея носится в воздухе, и упрямый Кудрин годами ее озвучивает. На фоне войны, гибридной и холодной. На фоне санкций, опасных для экономики, и контрсанкций, прямо губительных. А вот уже и на фоне арестов российского имущества за рубежом, убийственных для репутации государства. Идея носится в воздухе, и ежели углубиться в нее, то выяснится, что это вроде совсем неплохая идея. Можно сказать, последний шанс - если не для России, которая все-таки должна как-то пережить своего президента, то для него самого.

Идея, повторюсь, вот какая. На западном фронте без перемен, и тут до конца путинских сроков ничего не изменишь, но можно поразить врага на фронте внутрироссийском. Взять, например, и назначить того же Алексея Леонидовича премьер-министром, как-то утешив при этом Дмитрия Анатольевича, но обидев Зорькина. Можно и дальше пойти по той же дороге, призвав на пост главы администрации президента, допустим, Ходорковского. А Навального пригласить, к примеру, на пост директора ФСБ. Иными словами, ничего не меняя в политике внешней, такую пыль пустить в глаза западным лидерам, что они окончательно перестанут понимать происходящее в России.

С одной стороны, Путин в Кремле, а с другой - Кудрин в Белом доме. С одной стороны, в Крыму укрепляется российская государственность, не отдавать же полуостров, это вам не бутерброд, а с другой - реформы и вообще оппозиционеры на ключевых постах. С одной стороны, в Донбассе полнейшая уже неразбериха, а с другой - Путин, окруживший себя реформаторами и, грубо говоря, демократами, опять всех переиграл! Такую, короче, мысль внушает Алексей Леонидович Владимиру Владимировичу своими заявлениями, такую политическую перспективу рисует, такую нашептывает мечту. Предполагая, что и сам гарант уже постиг и измерил масштабы катастрофы, в которую вверг страну.

Согласитесь, это красивый замысел. Но, увы, несбыточная мечта. И главная беда тут даже не в том, что условные Навальный с Ходорковским едва ли согласятся участвовать в кадровой революции в Кремле. Да и безусловный Кудрин вряд ли согласится, поскольку нужен Путину только в качестве старорежимного спеца при большевиках, типа Чубайса, а эту роль Алексей Леонидович уже отыграл и больше не хочет.

Главная беда заключается в том, что указанный Путин до сих пор ничего не понял и никогда не поймет. Он просто физически не в состоянии постичь, что натворил в мире и в своей стране. И все призывы, обращенные к нему, и лукавые речи, и тонкие намеки, и разумные предложения, и безумные, чтобы хоть так достучаться, - все это пустое сотрясение воздуха. Там, в воздухе, и повисает рука старого приятеля, давнего соратника, опытного царедворца. Он протягивает руку помощи, он так и стоит который год с протянутой рукой, но Путин давно уже разгадал все эти замыслы, и на провокации не поддается, и в помощи не нуждается.

Потому что помочь ему невозможно, и он это знает, отрезая себе и России пути к спасению, и страшно гордится. 

 

Оборона от революции

 Пара фраз (в блоге Пара фраз) 19.06.2015 

Минобороны РФ планирует заказать научно-исследовательскую работу на тему общества и "цветных революций", чтобы не допустить повторения событий 1991 и 1993 годов, сообщил в пятницу министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу... В качестве примера таких революций он назвал "арабскую весну".
"Кто-то говорит, что армия должна быть в стороне и не включена в политические процессы, кто-то говорит - наоборот. Мы такую работу будем заказывать, такие поручения будут даны", - сказал глава оборонного ведомства… "Мы не имеем право повторить ситуацию коллапса 1991 и 1993 года. Это другая история, но то, что ею надо заниматься, - это однозначно. Мы должны понимать, как этого не допустить и как воспитывать нашу молодежь, чтобы она шла в нужном направлении, которое предусматривает дальнейшее спокойное поступательное движение нашей страны", - заключил глава Минобороны.

РИА Новости

В ротной школе занимались "словесностью"...
- ...Теперь скажи, Овечкин: кого мы называем врагами унешними?
Разбитной орловец Овечкин... отвечает быстро и щеголевато, захлебываясь от удовольствия:
- Внешними врагами мы называем все те самые государствия, с которыми нам приходится вести войну. Францюзы, немцы, атальянцы, турки, ивропейцы, инди...
- Годи, - обрывает его Сероштан, - этого уже в уставе не значится. Садись, Овечкин. А теперь скажет мне... Архипов! Кого мы называем врагами у-ну-трен-ни-ми?..
- Нутренними врагами... врагами...
- Не знаешь?.. Ну, слухай. Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например... - Он встречает искательные глаза Овечкина. - Скажи хоть ты, Овечкин.
Овечкин вскакивает и радостно кричит:
- Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!

Александр Куприн. "Поединок"

 

Елена Ямпольская, главный редактор газеты "Культура"

 Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 19.06.2015 

16 июня... состоялись экспертные слушания законопроекта "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях". Проще говоря - на Краснопресненской набережной сошлись сторонники и оппоненты глобальной лицензии... Вкратце напомню, в чем состоит идея: каждый пользователь интернета добавляет к своему счету 25 рублей в месяц и может легально использовать любой цифровой контент... Собранные средства, а, по предварительным подсчетам, сумма достигнет 39 млрд рублей в год, распределяются между правообладателями в соответствии с количеством запросов...
Человеку предлагают ценой минимального усилия ощутить себя и неограниченным пользователем, и ответственным гражданином. На редкость привлекательная инициатива...
"Вводить глобальную лицензию политически опасно, - заявил на совещании в Белом доме министр связи Николай Никифоров. - В Венгрии подобная инициатива привела к народным волнениям". Так в Венгрии, простите, сравнительно недавно - в 1956-м - людей на фонарях вешали. Пока мы не вошли и не пресекли чудовищную фашистскую резню. Быть может, нести венграм (в том числе венграм) плоды цивилизации - наше прямое предназначение?

Ссылка

 


 

Царь-декламатор

 Пара фраз (в блоге Пара фраз) 19.06.2015 

Потом состоялся подробный разговор с директором Лермонтовского музея-заповедника Тамарой Мельниковой. Она процитировала стихотворение Лермонтова, а дальше внезапно Путин дочитал стихотворение до конца. С абсолютно правильным логическим ударением, будто его учили в театральной школе. Чем удивил всех, а меня в первую очередь. Я знал, что у него универсальная память, но что еще и есть подобный поэтический ресурс - это для меня стало открытием… Тем, кто смог пробраться через ФСО, президент никогда не отказывает во внимании и всегда разговаривает по-простому, без позы… Притом что президент, как я заметил, с двух-трех слов понимает, о чем пойдет речь. А дальше терпеливо слушает - а терпение огромное, - иногда даже слишком долго и подробно.

Александр Сокуров, кинорежиссер, лауреат Государственной премии

Чтобы еще яснее открыть свои намеренья, он (император Нерон. - Ред.) объявил, что править будет по начертаниям Августа, и не пропускал ни единого случая показать свою щедрость, милость и мягкость… Граждан из всех сословий он приветствовал сразу и без напоминания. Когда сенат воздавал ему благодарность, он сказал: "Я еще должен ее заслужить". Он позволял народу смотреть на его военные упражнения, часто декламировал при всех и даже произносил стихи, как дома, так и в театре; и общее ликование было таково, что постановлено было устроить всенародное молебствие, а прочитанные строки стихотворения записать золотыми буквами и посвятить Юпитеру Капитолийскому.

Гай Светоний Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей" (перевод Михаила Гаспарова)