Культовые камни есть у всех народов. У марийцев тоже есть культовые камни, возле которых они собираются, устраивают моления, просят об исцелении.
Камни бывают разные, большие, средние и маленькие. Маленькие могут быть амулетами, оберегами. Как они действуют (в представлении народа)? Благодаря той силе, которую в них вложили (боги, духи, знающие люди).
Большие "камни" - это скалы, горы, природные образования, которые в старину привлекли внимание людей необычными формами и размерами. Самый знаменитый "камень" такого рода у марийцев - камень Чумбылат в Советском районе Кировской обл. Это (как считается) место погребения и поклонения легендарному марийскому герою Чумбылату. Кстати, 21 июня там должно состояться большое ежегодное моление, так что ещё будет повод рассказать о нём подробней.
Отдельная тема - "средние" камни, вот как знаменитый Синий камень у славян. Честно говоря, не знаю ни одного такого камня, культ которого сохранился у мари до наших дней. А ведь они были!
Проф. И. Н. Смирнов в монографии "Черемисы" упоминает два таких камня. Вот, например, "шугудушский" камень (назовём его так). Смирнов пишет: «В Яранском уезде жители д. Щудугуш приносили жертвы камню, который в настоящее время находится, как нам рассказывали, на дворе у одного жителя г. Коз[ь]модемьянска».
Что это был за камень? Какие жертвы ему приносили? По какому поводу? Ничего этого мы не знаем. Равно как и того, зачем и как забрал его козьмодемьянский житель. Какова дальнейшая судьба этого культового камня? Может, до сих пор лежит в чьём-нибудь дворе...
О втором камне Смирнов узнал из статьи учителя Молярова, опубликованной в "Известиях по Казанской епархии" (1873). Это так называемый Астраханский белый камень, вот его история: «В Коз[ь]модемьянском уезде до последнего времени пользовался поклонением «Астраханский белый камень». Предание рассказывает, что этот предмет поклонения возник благодаря одному солдату из черемис. Спустившись к Астрахани на плотах, он заболел. Вместо того, чтобы лечиться у знахарей, солдат поднял белый камень, который подвернулся ему под руку, и сказал ему: будь ты моим богом; если ты излечишь меня, я буду тебе молиться всю жизнь. Случилось так, что солдат выздоровел, и белый камень сделался предметом поклонения для своего обладателя, а потом и для других черемис".
"Поднял камень, который подвернулся под руку..." Значит, довольно небольшой?
У моей жены был брат Лёша, ныне покойный, очень своеобразный мужик. Бил зверя в тайге, отмывал золото на приисках. Здоровья и силы неимоверной. А кроме того, балагур, насмешник, из тех, что, по поговорке, ради красного словца... Прочитав историю Астраханского камня, я представил на месте солдата - Алексея. Он запросто мог подобрать камень и в шутку брякнуть: "Излечишь меня - буду тебе молиться всю жизнь!" А потом, получив исцеление, и односельчан убедить в чудодейственной силе белого камня.
Можно ли считать Астраханский белый камень марийской языческой святыней? Ведь происхождение у него - чужое... Можно. Камень чужой, а вера в него - своя, местная, марийская.
И опять же мы не знаем: сколько человек ему молилось? Какими словами? Что с ним стало после смерти солдата?
Конечно же, марийцы молились не самим камням, а духам, с которыми они каким-то образом связаны. Проф. Смирнов пишет: «Как бы ни было низко умственное развитие черемис, мы не в праве предположить, чтобы они обращались с своими мольбами к безжизненному камню, который находится весь в их власти. Они предполагают, очевидно, что в камне есть дух, который, подобно другим духам, может быть полезен или вреден».
Говорят, в селе Сумки Горномарийского района, у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, есть какой-то чудодейственный камень. Полежишь на нём - и все болячки как рукой снимет. Правда ли, нет ли?
10 Июн 2015, 16:03