Почти каждый раз, отправляясь в поездку по городу на своей машине, слушаю "Эхо Москвы", правда, все чаще в дневное время мои нервы не выдерживают, и я переключаюсь на другую волну. Изначально "Эхо" сформировалось как центр интеллектуального свободомыслия, допускающий к микрофону самые разные его оттенки, но интеллектуальные! Иначе говоря,"Эхо" сформировалось как интеллигентское радио.
Однако постепенно стало ясно, что это неперспективный вариант позиционирования. Рекламодателям нужна более широкая и платежеспособная аудитория. И стиль вещания начал заметно меняться. Что не ведущий, то властитель душ, правда, с заметно ограниченным образованием. Дневной эфир стало слушать просто невозможно. Сидят дилетанты, читают газеты и просят досужую публику комментировать новости. При этом по-хамски прокомментировать и оборвать слушателя, который "несет чушь", - просто фирменный стиль.
Лишь по вечерам периодически можно услышать людей, которые знают больше среднего образованного слушателя, однако они попадают в руки ведущих, которые для придания остроты не только задают вопросы на уровне человека с улицы, но предлагают хамоватый стиль той же улицы. Это придает остроту: как будет вести себя человек, если его вывести из равновесия, сказав гадость?
Такие впечатления сложились у меня, как относительно постоянного дорожного слушателя. Но вот одна из ведущих "Эха", чей простоватый и хамский стиль и в передачах, и в блоге, вызвала возмущение части общественности, за чем последовало интервью героини для "Сноба". В отлично проведенном интервью клинического типа (вино на столе, видимо, хороший прием) удалось обнаружить внутреннюю эволюцию "Эха", описанную устами человека: приближенного к главному редактору. Оказывается, что хамская простота части (обо всех не говорю!) ведущих, - это сознательная линия. Сам Венедиктов как-то в эфире станции защищал новое поколение ведущих от нападок отставшей от жизни интеллигентской аудитории, используя тот же высокомерный стиль, где лейт-мотивом звучал мысль: не нравится - не слушайте, а нам виднее! Среди приглашенных особенно ценятся (это можно судить по частоте их появления в эфире) те, кто критическую аналитику видит в навешивании оскорбительных ярлыков, используя стилистику, которая в общении воспитанных людей не используется. Кто не вписывается в этот тренд, постепенно выбывают из списка приглашаемых.
Видимо, дело не в конкретных личностях. Это стилистический сдвиг всей отечественной электронной журналистики, которая стремится заменить скучное информирование и экспертные суждения склокой по тому или иному информационному поводу. Наше телевидение давно перешло в этот формат т.н. ток-шоу, где побеждает умеющий громко и многократно выкрикивать мысль в жанре слогана. И тут вне конкуренции оказался Жириновский!
Это можно назвать попсовой политической журналистикой.И Леся Рябцева, вызвавшее всплеск интереса к стилистике "Эха Москвы", не случайно многими уже называется "Света из Иваново - 2". Света, образец наивного человека из гущи уличной толпы, совершенно закономерно не так давно стала звездой. Венедиктов позавидовал...