Суд над Сталиным

Евгений Ихлов: Все тоталитарные и имперские тенденции в России неминуемо реанимируют различные формы сталинизма

update: 30-05-2015 (09:48)

С сайта «Каспаров.ру».

Все современные отечественные споры о Сталине упираются в отсутствие внятного правового и политического определения его деятельности. Есть постановления XX и XXII Съездов КПСС и июньского Пленума 1956 г. ЦК КПСС. Но они не имеют правовой определённости. Есть законы РСФСР о реабилитации жертв политических репрессий и о репрессированных народах. Но они не конкретизируют вину высшего советского руководства. Есть решение Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 года о репрессивной сути политики компартии и советского государства — но также без конкретики.

Данные документы устанавливают лишь очень важный промежуточный юридический вывод — о незаконном характере политических репрессий и о том, что депортации народов являлись формой геноцида. и в нашей стране были правовые нормы, прямо обвиняющие сталинский режим в геноциде и массовом терроре (см. Приложение I). Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении N 9-П от 30.11.1992 года в мотивировочной части специально отметил проведение руководством компартии во главе с генеральным секретарём (т.е. И.В. Сталиным) многолетней политики репрессий, жертвами которой стали миллионы людей.

Закон РСФСР от 26.04 1991 г. "N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями от 1 июля 1993 г.) констатировал проведение (в сталинское время) политики геноцида и репрессий в отношении многих народов и казачества.

Закон РФ от 18.10. 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября 1993 г., 4 ноября 1995 г.), констатировал создание тоталитарного государства, осуществлявшего многолетний террор и массовые преследования своего народа.

Как известно, максимум политических преступлений в СССР пришлись на период единоличного правления Сталина, который можно датировать периодом 10 ноября 1929 года (пленум ВКП (б), избавившего Сталина от политической конкуренции группы сторонников НЭПа) - 1 марта 1953 года (когда Сталин уже был в бессознательном состоянии).

Все происходившее до того, были либо действиями стороны Гражданской войны, либо — коллективного большевистского руководства.

Все тоталитарные и имперские тенденции в России неминуемо реанимируют различные формы сталинизма (см. Приложение II). Это совершенно закономерно, ибо Сталин — создатель господствующей до начала 90-х годов цивилизационной матрицы, которую я условно называю "неомосковская", выступающей антагонистом предшествующим цивилизационным этапам русской истории — "византийско-московскому" и "петербургскому". Поэтому содержательная полемика со сторонниками сталинизма, неосталинизма и постсталинизма невозможна без определенности по вопросу об отношении к деятельности Сталина с правовой точки зрения. Поскольку даже позиционирующее себя как антисталинское, государство от этого уклонилось дважды - в 1962 и в 1992 годах, то очень важен был бы Общественный трибунал над ним. При этом для правовой корректности необходимо учесть следующие ограничители:

1) речь идет о вине Сталина как инициатора или автора определенной политики, поскольку все остальные государственные деятели и руководители силовых структур были лишь исполнителями его воли;

2) речь идет только о той вине, которая вытекает из действующего на тот момент формального советского уголовного права, а также публичных международных обязательств СССР.

О последнем тезисе подробнее. Например, организация агрессивных войн 1939-40 и 1941-44 годов против Финляндии было со стороны Сталина превышением должностных полномочий с тяжкими последствиями, т. к. СССР подписал Устав Лиги Наций и "Протокол Литвинова" 1929 года об отказе от войны как метода политики. Подписание наркомом иностранных дел Молотовым по поручению Сталина секретного протокола к пакту 1939 года было тем же деянием, поскольку Декрет №1 Совета Народных Комиссаров от 8 ноября 1917 года (О мире) прямо запрещал тайную дипломатию и нарушение право народов на самоопределение. Дословно: "Тайную дипломатию Правительство [Ленина] отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом".

Очевидно, что действия Сталина с 7 августа 1945 года можно оценивать и с точки зрения Устава Нюрнбергского международного военного трибунала (Нюрнбергский статут) в части преступлений против мира и против человечности, а также военных преступлений.

Если либеральный сегмент отечественного гражданского общества созреет, наконец, для создания такого Общественного трибунала, то для его проведения могло быть учреждено некое Общественное жюри, в состав которого приглашаются уважаемые юристы, историки и компетентные общественные деятели. Очень желательно приглашение представителей РПЦ и мусульман.

Группы обеспечения Трибунала подготавливают для Жюри материалы из российских архивов, а также запрашивают материалы из-за рубежа.

Жюри формулирует общественное обвинительное заключение и публикует его. Для общественности, несогласной с обвинением, дается определенной срок для формулирования возражений. Жюри их рассматривает в течении конечного срока — 3-6 месяцев, а затем публикует свой вердикт, учитывая или нет возражения. Члены Жюри вправе выступить с частным мнением, в случае своего несогласия с вердиктом или его отдельными положениями.

Состав Жюри и его регламент утверждают организации-учредители. Таковыми могли бы стать Международный "Мемориал", Конгресс интеллигенции против войны, другие авторитетные объединения. Учредители оказывают организационное и информационное обеспечение деятельности Общественного Трибунала.

Приложения

I. Законодательство и другие акты РФ о сталинских преступлениях

1. Из решения Конституционного Суда о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 года N 79 "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", от 25 августа 1991 года N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" и от 6 ноября 1991 года N 169 "О деятельности КПСС и КП РСФСР", а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР Дело рассматривалось 26 мая, 6-15 июля, 20 июля - 4 августа, 14 сентября - 23 октября, 28 октября - 30 ноября 1992 года. Постановление N 9-П от 30 ноября 1992 года: "...3. В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров,объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС… Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах - зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями..."

2. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями от 1 июля 1993 г.): … Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов. Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения".

3. Закон от 18 октября 1991 г."О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября 1993 г., 4 ноября 1995 г.). За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Верховный Совет Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека. Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба…

Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 166-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 1.1

Статья 1.1. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА

ЗАЯВЛЕНИЕ "ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГОЛОДА 30-Х ГОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР" от 2 апреля 2008 года

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации разделяет с народами бывшего СССР скорбь в связи с 75-летием страшной трагедии - голода 30-х годов, охватившего значительную часть территории Советского Союза.

Исследованные современными историками архивные документы раскрывают не только масштабы трагедии, но и ее причины. Чрезвычайными методами решались следующие задачи: уничтожить мелких собственников, провести насильственную коллективизацию сельского хозяйства и вытолкнуть из села крестьян для того, чтобы получить армию рабочих для ускоренной индустриализации страны.

В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины, Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием, в 1932 - 1933 годах там погибло около 7 миллионов человек.

Народы СССР заплатили огромную цену за индустриализацию, за гигантский экономический прорыв, произошедший в те годы. Вечным памятником героям и жертвам 30-х годов стали Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, металлургические гиганты Украины "Запорожсталь", "Азовсталь", "Криворожсталь", крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе, Караганде, Харьковский тракторный завод, Московский и Горьковский автомобильные заводы - всего более 1500 промышленных предприятий, многие из которых и в настоящее время обеспечивают экономическое развитие независимых государств напространстве бывшего СССР.

Стремясь любой ценой решить вопросы снабжения продовольствием резко растущих промышленных центров, руководство СССР и союзных республик применило репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок, что значительно усугубило тяжелые последствия неурожая 1932 года.

0днако нет никаких исторических свидетельств того, что голод организовывался по этническому признаку. Его жертвами стали миллионы граждан СССР, представители различных народов и национальностей, проживавших преимущественно в сельскохозяйственных районах страны. Эта трагедия не имеет и не может иметь международно установленных признаков геноцида и не должна быть предметом современных политических спекуляций.

Государственная Дума подтверждает свою приверженность положениям Совместного заявления делегаций ряда государств - членов ООН, принятого на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 году, в котором выражено сочувствие миллионам жертв трагедии независимо от их национальной принадлежности.

Депутаты Государственной Думы, отдавая дань памяти жертвам голода 30-х годов на территории СССР,решительно осуждают режим, пренебрегший жизнью людей ради достижения экономических и политических целей, и заявляют о неприемлемости любых попыток возрождения в государствах, ранее входивших в состав Союза ССР, тоталитарных режимов, пренебрегающих правами и жизнью своих граждан.

О Катынской трагедии и ее жертвах

Заявление Государственной Думы о расстреле в Катынском лесу

Семьдесят лет назад были расстреляны тысячи польских граждан, содержавшихся в лагерях для военнопленных НКВД СССР и тюрьмах западных областей Украинской ССР и Белорусской ССР.

В официальной советской пропаганде ответственность за это злодеяние, получившее собирательное название Катынской трагедии, приписывалась нацистским преступникам. Эта версия долгие годы оставалась предметом подспудных, но от этого не менее ожесточенных дискуссий в советском обществе и неизменно порождала гнев, обиду и недоверие польского народа.

В начале 1990-х годов наша страна совершила важные шаги на пути к установлению истины в Катынской трагедии. Было признано, что массовое уничтожение польских граждан на территории СССР во время Второй мировой войны стало актом произвола тоталитарного государства, подвергшего репрессиям также сотни тысяч советских людей за политические и религиозные убеждения, по социальным и иным признакам.

Опубликованные материалы, многие годы хранившиеся в секретных архивах, не только раскрывают масштабы этой страшной трагедии, но и свидетельствуют, что Катынское преступление было совершено по прямому указанию Сталина и других советских руководителей.

Осуждая террор и массовые преследования граждан своей страны и иностранных граждан как несовместимые с идеей верховенства закона и справедливости, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокое сочувствие всем жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким.

Копии многих документов, хранившихся в закрытом архиве Политбюро ЦК КПСС, уже переданы польской стороне. Депутаты Государственной Думы уверены, что эта работа должна быть продолжена. Необходимо и дальше изучать архивы, выверять списки погибших, восстанавливать честные имена тех, кто погиб в Катыни и других местах, выяснять все обстоятельства трагедии.

Разделяя скорбь с польским народом, депутаты Государственной Думы помнят, что Катынь является трагическим местом и для нашей страны. В Катынских рвах покоятся тысячи советских граждан, уничтоженных сталинским режимом в 1936 — 1938 годах. Именно на них отрабатывалась технология массовых убийств, которая затем в том же месте была применена в отношении польских военнослужащих. Рядом находятся и могилы советских военнопленных, расстрелянных гитлеровскими палачами в годы Великой Отечественной войны.

Наши народы заплатили огромную цену за преступления тоталитаризма. Решительно осуждая режим, пренебрегавший правами и жизнью людей, депутаты Государственной Думы от имени российского народа протягивают руку дружбы польскому народу и выражают надежду на начало нового этапа в отношениях между нашими странами, которые будут развиваться на основе демократических ценностей.

Достижение такого результата будет лучшим памятником жертвам Катынской трагедии, которых уже с исчерпывающей очевидностью реабилитировала сама история, воинам-красноармейцам, погибшим в Польше, советским солдатам, отдавшим свои жизни за ее освобождение от гитлеровского нацизма.

II. Сталин forever

Полевые культурологические исследования и ряд общих рассуждений привели автора к выводу, что в России, начиная со второй половины XX века великодержавный национализм невозможен (неубедителен, несостоятелен) без "культа личности Сталина и его последствий", т. е. без моральной поддержки (принятия, одобрения) политики Сталина, его политтехнологического инструментария и основных параметров его идеологии и социальной практики. Из этого была выведена аксиома - имперская политика в России может быть только сталинской по сути. Все альтернативы — либеральная империя последних лет Николая Второго (думская монархия), вариант демократической империи Горбачева, либеральный неоимперский курс позднего Ельцина  — оказались нестабильны.

Все оппортунистические ревизии сталинско-имперской модели, например, отказ от "слепых" (вероятностных) репрессий, от "опричного" стиля управления и паранойи как центрального смысла идеологии (что привнесли Хрущев и Брежнев) — ведут к распаду. Концепты возрождения "белой империи" — рыночной единой и неделимой — остались горячечной фантазией, что особенно показал крах проекта "Новороссия".

Интенсивная антикоммунистическая риторика 1987–1997 г. безусловно перевела большевиков в "образ врагов", но не поколебала приверженцев Сталина, поскольку "кремлевский горец" стал заодно и главным "большевикоборцем".

Лемма 1 — империя в России может быть только авторитарной, без разделения властей, без открытого идеологического соперничества и без правовых гарантий личности и собственности.

Лемма 1а — власть в России должна быть персонализирована, носить характер личной унии с лидером.

Лемма 2 — империя в России  должна использовать в качестве идеологической основы два центральных тезиса:
а) "особый путь" (Россия способна построить свою автономную социокультурную модель, лучше разрешающую социальные и философские проблемы, чем рецепты, предлагаемые и "Западом", и "Востоком") — "суверенная демократия, „социализм в одной отдельной взятой стране“, „казенная народность“ Уварова и прочее.
б) конспирологию — весь внешний мир (в первую очередь, Запад) злоумышляет против России, изнутри орудуют враги-"оборотни".

Лемма 3 — государственная репрессивная политика должна носить "слепой" характер: никто не должен иметь гарантий от репрессий, никто не может защитить себя лояльным поведением: жертвой можно стать, если выпадет жребий.

Лемма 3а — государственная репрессивная политика должна включать элементы геноцида и масштабных коллективных наказаний.

Лемма 4 — империей управляет номенклатура — самоформирующийся слой "служивой" бюрократии, в которой (в отличие от элиты) разделение социальных функций заменено разделением ролей.

Лемма 4а — во главе империи должен быть харизматический вождь, правящий на фоне принципиально безликой бюрократии и партии-власти. Коллективная харизма — хунты "Спасения Родины", Партии, Ленинского ЦК — это оппортунизм, пародия и декаданс. "Харизма" Государства может быть только "отраженной" от лидера

Лемма 5 — имперскую власть обеспечивает сословие опричников — силовых бюрократов и исполнителей (ментов), которые за готовность проводить "беспредельные" репрессии получают возможность перераспределять в свою пользу собственность, финансовый, социальные и символические капиталы.

Лемма 6 -  государственная социальная  политика обязана выглядеть как патерналистская.

Лемма 7 — государственная политика ставит торгово-промышленное сословие и прочий "средний класс" в заведомо подчиненное положение.

Лемма 8 — внешняя политика носит "мессианский" характер: стремление сделать окружающие народы "лучше", консолидировать империю за счет интеграции внешнего пояса этносов с центростремительной мотивацией.

Лемма 8а — национальная политика носит "цивилизационный" характер — нации, этносы и субэтносы внутри и вне империи сортируются (от статуса "братьев" до статуса "подозрительных" и "вечных смутьянов") по главному признаку: готовность принять русско-имперскую (сталинскую) модель.