Бывший президент Грузии Саакашвили стал губернатором Одессы. Тот самый Мишико, что в ужасе сжевал галстук на глазах всего прогрессивного (того, что телевизор смотрит) человечества. Самая свежая одесская хохма – «Срочно закупаем галстуки, намечается дефицит»… жемчужину у моря юмор спасал даже в дни немецкой оккупации.
Услышав про столь оригинальное кадровое решение Порошенко, я, грешным делом, подумал, что это контрпропагандистский вброс от политических конкурентов. Более популярно – фейк. Потом вчитался. Ни фига, там уже и гражданство поменяли, и жилплощадь выделили, всё по-взрослому.
Собственно, а какое мне дело до иностранного и не самого дружественного теперь государства? Пусть возятся, как пауки в банке, а мы будем посматривать и посмеиваться.
Но ведь это ОДЕССА.
Город, мне не чужой уже по родословной. После погромов 1905 года в Екатеринославле, во время которых семья Чертоков отличилась (еврейские отряды самообороны подчистую разделали ватаги черносотенцев), прадед Ицхак перевёл часть своего бизнеса в Одессу, резонно опасаясь подлой мести со стороны потрёпанных погромщиков. Туда он отправил жить жену и детей от второго брака, в их числе, и мою бабушку Лизу. Купил дом в районе Отрады, я пытался его найти, но увы. Оттуда детки миллионщика Ицхака Чертока и шагнули прямо в Октябрьскую революцию… будь они неладны.
В моём детстве Одессой бредила вся страна, благо, Бабеля уже читать не запрещали. Поехал туда при первой же возможности, после работы в геологической партии. И ожидания были оправданы.
Уже в привокзальном ресторане, куда меня занесли, жгущие карман, первые в жизни честно заработанные рубли (помидорный салат, купаты со сложным гарниром, двести водки и одно пиво), я услышал потрясающий по глубине мысли диалог между флегматичной официанткой и философски настроенным клиентом:
- Чаю дать?
-Что за вопрос?
- А я знаю…
- А как вы думаете?
Именно в одесском трамвае я услышал в свой адрес самое страшное проклятие – «шоб тебе в ж…у попал зонтик и там раскрылся»… слава богу, пока несбывшееся.
Именно в этом городе Ивановы предпочитали представляться Кацманами… не говоря уже о Ничипуруках.
Лежа на пляже Аркадии, меня не покидало ощущение, что вокруг загорают сплошные жванецкие и карцевы, такие тексты раздавались справа и слева.
Уезжая, оставив на память о себе в этом волшебном городе все заработанные солёным геологоразведочным потом рубли, я, как и положено, бросил в море монетку, чтобы обязательно вернуться. Увы, не срослось и уже вряд ли срастётся. Но, если спросят – «где бы хотел родиться заново?», после Москвы и Нью-Йорка я обязательно назову Одессу.
Но ту Одессу. То, что рассказывали мне про неё ещё в конце 90-х, совсем не радовало. Всегда там были проблемы с водой и гигиеной, с приходом украинской юрисдикции они только усугублялись. И море чище не становилось, несмотря на ощутимый спад отдыхающих. Главное, неподражаемый еврейский юмор, на который грех обижаться, трансформировался в обычное интернациональное хамство.
Да, носители той уникальной словесности уехали. В Москву, Иерусалим, Марсель и Лос-Анжелес. Ещё в середине 70-х, в ужасе глядя на рост миграции, первый секретарь Одесского горкома КПСС бросил призыв «беречь евреев, без них никак»… за что в итоге лишился партбилета.
Того отчаянного и дальновидного большевика так и не услышали, в 90-е отъезд из Одессы принял лавинообразные формы. В итоге в городе остались жить те, кто вопросы решает бейсбольными битами и заживо сжигает своих оппонентов.
Вот, что получает в правление Мишико Саакашвили. Оно ему надо?
Его предшественник Илья Палица пожелал преемнику удачи и больших успехов. За этим слышится выдох большого облегчения. Причём отставленный губернатор сразу же отказывается от любых других государственных должностей, даже от вкусных дипломатических. Видимо, такого нахлебался, что самый бандитский бизнес ему кажется более безопасным, чем госслужба. Или наворовал без меры.
Мишико, может, всё это и надо. Украинское гражданство даёт ему иммунитет от преследование по уголовным делам со стороны Грузии, откуда его выгнали практически пинками. Ну, а целого губернатора вряд ли рискнут арестовывать во время официального заграничного визита… слишком много вокруг него политических подоплёк.
Мне лично кажется, что это сам Мишико попросил старинного друга Петюню себя пристроить. Представляете, как он туго свернул и подальше спрятал своё собственное самолюбие – пойти в губернаторы после президентства. Или уговаривает себя относится к подобной перемене участи с юмором. Как на традиционной одесской «Юморине»…
А что ждать Одессе о Мишико? Не стоит ей губы раскатывать. У себя на исторической родине Саакашвили прославился борьбой с коррупцией, изгрызшей грузинское общество с после сталинских времён (и даже раньше). Только смешными мне кажутся все их стеклянные полицейские участки, где якобы видна любая взятка. Зато какие откаты на подобных строительных бюджетных объектах… и кому в карман? Очень на популизм смахивает, не зря же Мишико с таким треском попёрли из глав страны.
Ещё жемчужине у моря угрожает наплыв сторонников Саакашвили из Грузии. Таких там, думаю, немного. Но все люди непростые… в смысле – состоятельные и деловые. А это означает очередной передел собственности. С разборками, стрельбой и подтягиванием «Правого сектора» (запрещенная в РФ экстремистская организация - прим.ред), как главной неформальной украинской силы.
Селиться и обосновываться грузинские «туристы» будут именно в областном центре, а не где-нибудь в Измаиле или Котовске. Мэр Одессы – всенародно избранный Геннадий Труханов, бывший член «Партии регионов», имеющий репутацию «прибандиченного». Но он свой. А Саакашвили – чужой. Которому придётся при любом конфликте вписываться за своих земляков, ибо таковы неписанные кавказские законы. Вы представляете, какая там «пурга» скоро начнётся?
Ну, а «своим» среди одесситов Мишико никогда не станет, даже если оселедец отпустит (оселедец - причёска в виде длинного чуба на выбритой голове). Также, как у губернатора Орлова нет никаких шансов стать своим у жителей Поморья.
Впрочем, это уже совсем другая история… и география тоже.