В конце мая в Москве в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» вышел экспертный доклад исследователей Натальи Зубаревич и Елены Гориной «Социальные расходы в России: федеральный и региональный бюджеты». Из него следует, что 20 регионов, в том числе Республика Марий Эл, в скором будущем будут вынуждены резко сократить свои социальные расходы под угрозой дефолта невозможности платить по своим обязательствам. Так ли это на самом деле, «7х7 Марий Эл» спросил у эксперта по бюджетным вопросам, бывшего заместителя начальника отдела государственного долга Министерства финансов Марий Эл Веры Ожигановой.

Фото с сайта: http://ldpr12.ru

 

Правдивы ли те приведенные в докладе цифры ВШЭ применительно к Марий Эл?

— В докладе затронуто много неоднозначных вопросов. На их тему разные экономические институты спорят между собой. Чтобы спорить с авторами, нужны ресурсы: большой объем данных и время, чтобы их обработать.

 

Правда, что дефицит бюджета Марий Эл сейчас больше, чем в кризисном 2009 году?

— Современное состояние бюджетов регионов кардинально отличается от 2009 года. Сейчас регионы не могут рассчитывать на прежние денежные вливания из федерального бюджета. Новый кризис не удастся погасить денежными средствами — средств стало меньше. Принято решение о секвестре 10% расходов федерального бюджета, и регионам придется адаптироваться, сокращая социальные расходы, в том числе и занятость в бюджетном секторе. Но в Марий Эл все, видимо, не настолько тревожно. Не надо воспринимать дефицит бюджета как отрицательное явление. Дефицит бюджета — это средство развития. Логично, что регион для ускорения своего развития прибегает к финансовым заимствованиям. На руку бюджету здесь играет инфляция. В ее условиях долги дешевеют. До сих пор Марий Эл исправно исполняла свои финансовые обязательства по кредитам.

 

Верны ли выводы Зубаревич и Гориной, что федеральный центр очень неравномерно распределяет деньги по регионам. Федеральные чиновники оказывают поддержку определенным «точкам роста», а регионам, не попавшим в их число, остается прозябать?

— У меня нет оснований не доверять мнению Зубаревич и Гориной в этом вопросе. Но Марий Эл не забывают в Москве, когда выделяют трансферты! В Марий Эл расположены крупные предприятия ВПК. В условиях усложнившегося международного положения увеличивать социальную напряженность в стратегически важных регионах никто не собирается.

 

Социальные расходы бюджета Марий Эл за 2008–2014 гг. выросли с 45 до 65%. При этом по российским меркам социальные расходы Марий Эл низкие. И все равно они тянут бюджет камнем в дефицит?

— Социальные расходы должны были вырасти. Разве нормально, как финансировались в предшествующие годы образование и здравоохранение? Социальные расходы очень важны с точки зрения спокойствия регионов. Бюджетная система для того и предназначена в первую очередь, чтобы выполнять социальную функцию. Чтобы сглаживать неравенство между людьми. Прямо сейчас социальные расходы никто не сокращает. В предвыборный год кто будет их сокращать?

 

Какие расходы в случае необходимости будут урезать в первую очередь?

— Чтобы квалифицированно говорить на эти темы, нужно анализировать данные, которые мне недоступны. Действительно, во многих регионах расходы бюджета в этом году урезаются. Власти Марий Эл решили, что пока нет необходимости ничего сокращать.

 

Возможно ли сокращение расходов на государственный аппарат?

— Да, в Марий Эл это в целом очень значимая статья расходов бюджета — зарплаты чиновников и их социальные льготы. Но стоит ли эту статью сокращать — вопрос спорный. Какие хорошие специалисты пойдут на государственную службу на маленькую зарплату?

 

Насколько оправдаются прогнозы Высшей школы экономики относительно возможного дефолта Республики Марий Эл?

— Республика Марий Эл включена в группу из 20 регионов, условно отнесенных к категории «дефолт» по признакам: пониженная бюджетная обеспеченность (доходы бюджета в расчете на одного жителя региона), сверхвысокая долговая нагрузка, высокий дефицит бюджета. Нет основания подвергать сомнениям выводы Зубаревич и Гориной. Только надо отметить, что эти выводы делались в связи с анализом социальных расходов регионов.

Если уж апеллировать ко мнению экспертов о вероятности дефолта республики, то такое мнение выразило международное рейтинговое агентство «Фитч». Недавно подтверждены рейтинги на ровне ВВ по международной шкале, АА — по национальной шкале с прогнозом «Стабильный». Эти буквы как раз означают, что вероятность дефолта невысокая, если коротко.

А уж если говорить о дефолте республики, то мало кто помнит, что в 2000 году Марий Эл приостанавливала выплаты по кредитам, которые набрала администрация президента Марий Эл Кислицына. Строго говоря, это был дефолт. Сейчас же положение куда легче. Но кому нужен дефолт? Государству? Людям? Кредиторам бюджета? Никому.

Оправдаются ли эти прогнозы, можно будет говорить через год. Это будет зависеть от того, насколько грамотной и ответственной будет политика властей республики. Сейчас можно сказать, что надежда на светлое будущее для Республики Марий Эл есть. Динамика наполняемости бюджета республики собственными доходами не просто положительная, а просто уникальная: за 4 месяца 2015 года рост собственных доходов республиканского бюджета — 23% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. При том, что во всей стране кризис, у нас — развитие. Это позволило пока обойтись без сокращения расходов бюджета Марий Эл 2015 года.

 

Чем вызвана такая невероятная положительная динамика в налоговых доходах Марий Эл за начало этого года?

— Насколько я понимаю, эти результаты в большой степени достигнуты за счет быстрого развития птицеводства в регионе. Но у меня есть определенные сомнения в продолжении такого роста в будущем. Надеюсь, что это не так и рост доходов вызван на самом деле хорошей работой государства и бизнеса.

 

В любом случае как указанные в докладе проблемы решатся?

— Целые экономические институты сейчас над этим бьются. У правительства Марий Эл нет всех рычагов влияния на эту ситуацию. Федеральные власти устанавливают тот перечень налогов, который идет в бюджет Марий Эл. А именно из этих налогов формируются доходы региона!

Что может сделать правительство Марий Эл в этих условиях, чтобы повысить доходы бюджета республики? Лоббировать в Москве перераспределение налоговых доходов в свою пользу? Многие хотят это сделать, но пока у них ничего не получается. Только запустить производство, увеличив тем самым налогооблагаемую базу! И оно именно этим сейчас и занимается!

 

Алексей Серёгин