К вечеру шторм должен был вступить в свои полные права, да с дождём, да с пятнадцатью метрами.. Короче, самую тяжёлую работу надо было сделать сразу – потом погоды не будет. Генератор, перфоратор, верёвку и альп.железо надо закинуть на скалу. Невысоко, метров на 120. На каждого килограммов по 20, не больше. Даже не знаю, как описать.

Метров двести от избушки в направлении северо-запад по тундре, потом – тайга и валуны. Я нёс перф и метров 70 верёвки, показывал тропу. Фил с основной частью верёвки ушёл вперёд. Самая тяжёлая ноша досталась Беркуту, Платонычу, Ване и Профессору – генератор и железо. Мне важно было посмотреть, способна ли команда брать штурмом гору сразу после высадки: в такие моменты характер и проявляется… На высоте метров 70 – плато.

Ровные каменные площади зовут прогуляться на прямых ногах, но мы упорно уходим по зелёнке выше, к скале. Мы с Филом сразу уходим наверх. Он идёт вертикально вверх (альпенюга, всё же), я выбираю место для туристической тропы – туристы же не все Филы. Выбираю удобные места, тяну верёвку так, как будет идти туристическая тропа – перила. Закрепили конец наверху за валун, спустились по закрепленному концу. Уже лучше – всё не колени сгибать: мотнул верёвку на руки и побежал по вертикальному склону вниз. Красота…

Выбрали площадку для генератора и оборудования, спускаюсь помочь остальным. Ребята внизу уже прошли валунные россыпи, подтащили геник (так ласково мы называем генератор) под скалу, возвращаются за остатками груза к началу плато. Иду с ними. Дотаскиваем железо, верёвку и прочую мелочёвку. Отдыхаем, и… тащим всё это вертикально вверх. До выбранной площадки. Ведь что такое альпинизм? Как известно, это перенос определённого количества груза на определённую высоту за неопределённое время. Груза у нас до хрена, высота известна, а времени полно – солнце-то не садится… Ну, это я уже говорил. Конечно, когда генератор идёт вверх, никто не фотографирует. Поэтому, расскажу, как это выглядит.

Двое поднимаются чуть выше второй пары, которая держит генератор (поставить-то его некуда – скала градусов 70…). Нижняя пара рывком на двух руках (ещё две руки пары держатся за скалу) выдёргивает геник выше, где его перехватывает верхняя пара. Потом нижние лезут выше, а бывшие верхние держат геник. И всё повторяется. Незатейливое занятие. Начинаешь сочувствовать Сизифу.

В итоге – генератор и прочее железо на скале, верхняя верёвка закреплена, подобие туристических перил растянуто. Потная красномордая команда любуется видами Белого моря. Ребята смотрят на наше с Филом гуляние по скалам по верёвке, и вдруг выясняется, что так никто не умеет. Мы быстренько проводим мастер-класс, показываем, как захлёстывать верёвку на руках для спуска, и самое главное – как идти перпендикулярно скале. То, что для нас кажется обычным, ребятам даётся не просто. Ничего, научатся со временем. Иду наверх звонить – телефоны работают на вершине.


(Фото Платоныча)

Пока звоню, ребята решают завести генератор – попробовать. Фил дёргает за верёвку с ручкой… ручка отрывается и верёвка прячется в кожухе. Блин. Вот так все и сказали: блин. И ещё пару слов для смазки. Спрашиваем друг друга: есть у кого-нибудь крестовая отвёртка? Как будто каждый обязан носить её в кармане. Беркут с Профессором идут прогуляться в лагерь за отвёрткой. Возвращаются, снимают кожух, достают запускалку… генератор заводится! Вау! Фил предлагает «для пробы» сделать первый шлямбур, крепануть верёвку уже «по-правильному». Достаём перфоратор… А этот отбойник. Блин!!!!! С!!! Ё!! Б!!! После 10 минут дружного мата, эхом разносящегося над пустынными водами Белого моря, командую идти вниз. На подъём ушло 3 часа. Налегке до избушки пятнадцать минут. Почувствуйте разницу.

У избы все действуют слаженно: в команде 4 профи-походника (Фил, Беркут, Профессор и ваш покорный слуга) и двое новичков. Мгновенно загорается костёр из сырых дров (сухие завезут туристам, нам дали что попало))); разбираются шмотки, ставятся чайники, котлы, кто-то уходит за водой, рубятся дрова, зажигается печка в избе, зажигается печка в избе, зажигается печка в избе… да ни хрена она не зажигается! Чадит, как тысяча кадил! Решаем протопить избу по-чёрному, и кое-как протапливаем: печь старая, на самом деле это не печь, а старая плита.

 

Ужин, общее возбуждение, весёлые воспоминания про подъём. Молодцы. Сделали первый и самый тяжёлый рывок. Спать. Плита разогрелась, но ещё холодно: нырнули в спальники в одежде. За ночь все разделись до исподнего. А утром опять стало прохладно. Но это было уже следующее утро.

Оригинал