Марийские общественники договорились, о чем они будут говорить со своими украинскими коллегами
По инициативе общественной организации из Новочеркасска «Союз женщин Дона» многие общественные и правозащитные организации в России сейчас стараются наладить или возобновить связи со своими украинскими коллегами. По мысли авторов этой инициативы, из возобновления прерванного войной нормального человеческого общения между русскими и украинцами родится мир между странами.
В рамках этого проекта в пятницу, 15 мая, в здании Межрегиональной общественной организации «Человек и Закон» в Йошкар-Оле состоялась встреча по вопросам взаимодействия граждан России и Украины. На встречу допускались все желающие обсудить эту проблему. Собралось около 15 человек — журналистов, студентов, правозащитников и волонтеров.
Перед тем как начать диалог, необходимо четко прояснить исходные позиции сторон. Надо понять, что представители общественных организаций России и Украины думают о причинах нынешнего конфликта, как они сейчас относятся друг к другу. Определением позиции интересующихся этой проблемой жителей Йошкар-Олы и занимался в тот день «Человек и Закон».
Вела дискуссию председатель этой общественной организации Ирина Протасова. Спора у участников как такового не было. Было подробное изложение позиции каждого человека в ответах на вопросы, которые задавала ведущая.
Украинские события в большей или в меньшей степени повлияли на жизнь всех участников фокус-группы. У кого-то отношение к украинцам улучшилось, у кого-то осталось неизменным, но у большинства — ухудшилось, причем все объяснили это изменение по-разному, в контексте своих политических взглядов. Высказывалось и мнение, что «отношение к украинцам» — слишком общая категория, так как украинцы бывают самые разные.
Почти у всех участников встречи есть родственники и друзья на Украине. Отношения с этими друзьями у наших героев в последний год ухудшились вплоть до полного их прекращения из-за разных позиций по вопросу политического кризиса в этой стране. Те люди, что продолжили общение в прежнем режиме, не касались в разговорах политики.
Были высказаны разные и зачастую взаимоисключающие мнения о причинах конфликта: низкий уровень жизни, коррупция и произвол власти на Украине, раскол внутри украинского общества на сторонников интеграции с Россией и интеграции с Западом, злокозненные планы российских и украинских олигархов, имперские амбиции российского руководства, вмешательство российских наемников, вмешательство Запада в украинские дела и столкновение его там с Россией, антирусская политика властей Украины в последние десятилетия, особенно в области образования, давние справедливые обиды украинцев на русских, недостаточная жесткость прежних украинских властей в отношении националистической оппозиции, обоюдная агрессивная пропаганда, создавшая в сознании миллионов людей образ врага. Возникли разногласия даже в определении конфликтующих сейчас на Украине сторон. Со стороны украинского руководства были названы весь мир, правительство Украины, запад Украины, американцы, регулярная украинская армия, добровольческие националистические батальоны. Со стороны противников украинских властей — восток Украины, донецкие и луганские ополченцы, добровольцы из России, правительство РФ, регулярная российская армия.
Разделились мнения и по поводу того, почему эта война все не заканчивается. Участники встречи предлагали прекратить поддержку Россией ДНР и ЛНР, победить одной из сторон в войне, в чем бы эта победа не заключалась, пойти всем сторонам на компромисс и стойко его держаться. Но никто из присутствующих не назвал себя сторонником войны на Украине.
Были предложены самые разные выходы из сложившейся ситуации — продолжать контакты на уровне правительств, исполнить уже принятые сторонами обязательства сложить оружие, прекратить волну пропаганды с обеих сторон, забыть старые обиды друг на друга и учиться общаться друг с другом без насилия в волонтерских лагерях. Предлагались также автономия Донбасса, признание русского языка вторым государственным на Украине, односторонний выход России из конфликта, одновременное свержение власти народом в России и на Украине, ввод миротворцев ООН в зону конфликта и просветительская работа с целью доказать, что образ врага вреден для самих конфликтующих сторон. Высказывалась идея организации российско-украинского движения «Мы отказываемся от вражды!», участники которого взяли бы на себя обязательство не говорить друг о друге ничего плохого.
Участники беседы не сошлись во мнениях, возможен ли двухсторонний диалог между представителями общественных организаций Украины и России сегодня как предтеча прекращения войны. Было высказано мнение, что «люди будут драться». Были и разногласия относительно того, способен ли такой диалог привести к прекращению войны и к каким-либо положительным результатам вообще. Но все же большинство наших героев считают, что такие переговоры нужны. Как застрельщики переговоров были предложены эмигранты с Украины, женские и родительские организации обеих стран и представители СМИ, раз уж на них огромная вина за эскалацию конфликта.
Не всем участникам беседы было понятно, на какие темы они могут говорить с украинцами. Ирина Протасова надеется, что это станет понятно непосредственно в ходе российско-украинских встреч. Возможно, стоит поговорить на темы, не связанные с идущей на Украине войной: искусство, экология, творчество. Предлагалось занять участников совместных волонтерских лагерей общим физическим трудом. На этих площадках они могли бы смягчить политические противоречия между собой.
Высказывалось мнение, что беседы русских и украинских общественников должны быть строго регламентированы, чтобы не доходило до драк. О них должно быть известно многим, поэтому здесь должны включиться СМИ. Было предложено продумать систему поощрений для волонтеров российско-украинского общения.
Первый запланированный диалог между представителями российских и украинских общественных организаций состоится в Стамбуле 22–27 июня. 15 мая стало частично понятно, о чем стороны начнут разговаривать и как тяжело им это будет делать, если даже между позициями активных российских граждан существуют такие огромные различия.
Алексей Серёгин