Предисловие.

На протяжении всего моего присутствия (около года) на сайте "7х7" мне систематически и многократно задавались вопросы, так или иначе касающиеся возглавляемой мной Региональной организации Общероссийского профессионального союза военнослужащих РМЭ.

В своих комментариях я уже неоднократно указывал, что исчерпывающие ответы на все вопросы будут даны в моём официальном отчёте.

Считаю, что время для этого пришло, поскольку до истечения моего 5-летнего срока (до 1.09.15 г.) осталось чуть более 3 месяцев. 

В связи с изложенным прошу редакцию опубликовать на "7х7" мой настоящий отчёт.

Раздел I - краткая историческая справка.

В масштабе страны Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) был образован 17.01.1992 г. в подмосковном г. Салтыковке на учредительной конференции, в которой участвовали 60 делегатов от 54 субъектов РФ.

В Республике Марий Эл в то время желанием военнослужащих самостоятельно, но коллективно защищать свои права и интересы ещё и «не пахло», поэтому на учредительной конференции  в г. Салтыковке наших представителей не было.

В настоящее время имеется множество нормативно-правовых актов достаточно высокого уровня, подтверждающих законность деятельности ОПСВ. Кроме того, более-менее вменяемая часть командования МО РФ, не на словах, а на деле озабоченная общим состоянием дел в ВС РФ, не только не чурается Профсоюза военнослужащих, но и, напротив, оказывает его структурам помощь и содействие, стремясь объединить с ним усилия, направленные на реанимацию разлагающегося армейского организма. Чего, к сожалению, я пока не сказал бы о нашем местном командовании. В качестве одного из примеров можно привести хотя бы Директиву МО РФ № Д-26 от 31.10.1996 г. «Об организации взаимодействия МО РФ и Независимого профессиональный союз военнослужащих РФ» (было указано теперь уже устаревшее название ОПСВ).

А как сообщил мне Председатель ОПСВ Шведков О.К. в исх. № 7/94 от 5.07.10 г., «Право на образование профсоюза гарантируется:

- ст. 30 Конституции РФ;

- ч. 2 ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих»;

- ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Таким образом, никакого запрета на профсоюзы военнослужащих нет и быть не может. Тем более что с Министром обороны РФ профсоюз тесно взаимодействует с 1994 г., когда было заключено первое соглашение о сотрудничестве. В настоящее время действует Соглашение между Министром обороны РФ и ОПСВ «О вопросах взаимодействия в решении задач социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей» от 25.08.2004 г. Председатель ОПСВ Шведков О.К. является членом Общественного совета при Министерстве обороны РФ с 2008 г. Более 40 региональных организаций ОПСВ имеют соглашения о сотрудничестве с командирами крупных соединений, объединений, военными комиссарами республик, краёв и областей».

Основным руководящим документом ОПСВ является Устав. В настоящее время в редакции, принятой V-м съездом Профсоюза 26 мая 2006 г. Его полный текст предоставляется в электронном варианте – размещён на отдельном файле на тех же компакт-дисках, что и настоящий отчёт (открывается программой FOXIT  PDF  READER  PRO). Объём – 26 листов.

         Согласно ст. № 3 Устава ОПСВ («Цели Профсоюза») «Профсоюз создан и действует в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, а также коллективных социально-трудовых прав и интересов военнослужащих независимо от членства в Профсоюзе в случае наделения полномочиями на представительство в установленном порядке.

            Целями Профсоюза являются:

            - достижение социальной и правовой защищённости военнослужащих;

            - защита общегражданских, социальных, трудовых, экономических и иных прав и свобод военнослужащих, создание нормальных условий для их профессиональной деятельности;

            - всемерное содействие укреплению обороны и безопасности государства, повышению престижа военной службы;

            - содействие укреплению единоначалия;

            - развитие всестороннего сотрудничества с международными и зарубежными организациями и их объединениями (ассоциациями) в решении задач, вытекающих из настоящего Устава».

         Согласно ст. № 5 Устава ОПСВ («Принципы деятельности Профсоюза»):

«1. Профсоюз осуществляет свою деятельность на принципах свободы, независимости, справедливости, солидарности, добровольности, демократии и самоуправления, равноправия, законности, гласности, соблюдения прав и обязанностей, обязательности выполнения решений профсоюзных органов членами Профсоюза и профсоюзными организациями».

            2. Профсоюз в своей деятельности независим от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчётен и не подконтролен».

         С прочими положениями Устава ОПСВ можете ознакомиться в полном объёме по предоставляемому на отдельном файле тексту.

            У ОПСВ, как у Профсоюза военнослужащих, имеются свои особенности, состоящие в следующем:

- Профсоюз не имеет права на забастовки;

- недопустимость профсоюзной деятельности в служебное время;

- как указано в документе Главного управления Главной военной прокуратуры по надзору за исполнением законов в ВС РФ от 30.03.1994 г. «О правовом статусе независимого профессионального союза военнослужащих в ВС РФ», Профсоюз, в частности, не вправе требовать от МО РФ заключения коллективного договора… или иным способом вторгаться в административную деятельность командования, нарушая тем самым принцип единоначалия.

Вместе с тем в этом же документе указано, что «В настоящее время состояние законности … требует значительных усилий правозащитных организаций, включая профсоюз, направленных на обеспечение государственными структурами всех положений Закона РФ «О статусе военнослужащих».

Хочется отдельно добавить по поводу такой одной из выше процитированных уставных целей, как «содействие укреплению единоначалия». По моему мнению, при этом следует иметь в виду, что неотъемлемым условием укрепления единоначалия является личный авторитет командира-единоначальника. У нас же не редко ещё имеют место факты, когда командиры предпочитают помнить только о своих властных полномочиях, забывая при этом об обязанностях перед своими подчинёнными. Забывая о том, что согласно ст. 75 Устава внутренней службы ВС РФ командир обязан «проявлять чуткость и внимательность, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей». Поэтому там, где командиры сами теряют свой авторитет и тем самым фактически сами подрывают основополагающий армейский принцип единоначалия, мы вполне правомочны в установленном законом порядке ставить вопрос о целесообразности нахождения таких командиров на занимаемых должностях. Нормы действующего законодательства допускают предложения с нашей стороны по вопросам перемещений по службе в рекомендательном порядке. При этом не допускается вмешательство в сам процесс прохождения службы и выполнения приказа.