Медиафрения. Религия войны, гибридной
12 МАЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Из «Ежедневного журнала».
На минувшей неделе Кремль с обслугой тужились родить новую религию, которую вынашивали последние два года. Роды были неловкие, младенец вышел косенький, вида престранного, а поведения крикливого и даже немного бесноватого.
Дело в том, что новая религия, как и все, что в последние годы производят обитатели Кремля с их идеологической челядью, носит исключительно гибридный характер, то есть является результатом скрещивания сущностей, имеющих разную генетику.
На Руси гибридов называли ублюдками и относились к ним плохо, поскольку знали, что ублюдки плодовитого потомства не дают и вообще Богу противны, а толку от них мало.
Новая религия явлена народу главным образом в телевизоре, причем поскольку каналов много, то и обличья у новой религии бывают разными. Возьмем, например, телеканал «Перец», который после прихода нового гендиректора Рубена Оганесяна стал в основном местом «поржать для жеребцов». Вот сетка этого жеребячьего канала на 10.05.2015 (читать следует все подряд, тогда наступает понимание):
10:55 – Москва. Парад, посвященный 40-летию Победы
12:20 – Исторический Парад на Красной площади в честь 50-летия Победы
13:30 – Помни, товарищ
14:30 – Задорный день
18:45 – Новогодний задорный юбилей
23:00 - +100500
00:00 – Ноги прокурора
00:30 – Голые и смешные
Про то, как новый религиозный символ, желто-коричневую ленточку, неофиты размещали на туалетах и на киосках сразу под надписью «Свежее мясо», написал уже каждый второй пользователь сети. Хотя на самом деле смешного в происходящем мало, разве что форма.
Новая догматика
Шесть лет назад, в далеком 2009 году, Владимир Путин вслед за Государственной думой заявил, что пакт Риббентропа-Молотова был непростительной ошибкой, поскольку «с террористами ни о чем договариваться нельзя». Новая религия потребовала изменить позицию на 180 градусов. И сегодня Путин заявляет, что пакт Молотова-Риббентропа был необходим для безопасности России.
Если в нулевые правили бал серые номенклатурщики, нацеленные исключительно на бабло, то сейчас им на смену пришли красно-коричневые, нацеленные на кровь и войну. Мечты прохановых и холмогоровых становятся явью. Именно такие типажи становятся жрецами новой религии. Остальные торопятся освоить новый культ и заучить новые молитвы, чтобы не выпасть из клира.
Поэтому Владимир Соловьев в своем «Воскресном вечере» первое слово предоставил писателю Проханову, который немедленно сообщил, что мир разделился на враждебную нам Европу и дружественную нам Азию, что Победа — это религиозный праздник и со вчерашнего дня (т.е. с 9.05.2015) родилась религия Победы, в центре которой генералиссимус Победы — Сталин.
Соловьев тут же начал мелочно придираться: мол, с каких это пор Армения, которая за нас, стала Азией, на что Проханов немедленно приговорил Армению быть Азией. Тогда Соловьев стал придираться к Сталину, вот, мол, репрессии и все такое. На что Проханов тут же перевел сражение на территорию Соловьева, спросив ведущего, как он относится к пророку Моисею. Соловьев вынужден был сознаться, что к пророку Моисею относится с уважением. На что торжествующий Проханов немедленно заявил, что ваш Моисей тоже убил треть своего народа, и упрекнул Соловьева в том, что тот применяет двойные стандарты к пророку Моисею и к генералиссимусу Сталину.
Соловьев явно спасовал перед натиском Проханова и, чтобы спасти передачу, включил депутата Яровую. Я не случайно употребил глагол «включил», поскольку почти все депутаты и многие эксперты, обитающие в российском телевизоре, представляют собой устройства, управляемые с помощью пяти-шести кнопок. Нажимаешь на кнопку «Украина», и немедленно следует текст про «фашистскую хунту», про «внешнее управление» и про «бандеровцев». Да и при нажатии кнопок «США», «оппозиция», «либералы», «Путин», «Россия» можно выключить звук и на спор угадывать, что некий механический депутат или электрический эксперт только что произнес.
Когда в этот раз Соловьев включил Яровую, он нажал на кнопку «Россия», и Яровая немедленно сообщила, что «Россия — это 1000 лет добра и созидания, а БРИКС — это сила, объединяющая добро в мире».
Потом Соловьев нащупал у Яровой кнопку «9 мая», и депутат Яровая немедленно сообщила, что сегодня народ громогласно заявил о поддержке своего президента.
Это депутат Яровая сказала не просто так, а на основании того, что в одной только Москве, по данным МВД, в рамках акции «Бессмертный полк» с портретами своих родственников, участвовавших в ВОВ, вышли полмиллиона человек.
Полагаю, что депутат Яровая явно недооценивает поддержку Путина москвичами. Что такое эти жалкие полмиллиона, когда, пассажиропоток столичного метро порой превышает 9 миллионов человек в день? Зачем все эти люди толкаются в душном подземелье? Ясно же, чтобы выразить поддержку своему президенту.
Что же касается акции «Бессмертный полк», то, к сожалению, в передаче Соловьева никто не вспомнил, что жизнь этой акции дали журналисты томского телеканала ТВ 2, который именно в этом году, накануне 70-летия Победы, был лишен всех лицензий на вещание и фактически отрезан от своей аудитории.
Единственный, кто из постоянных обитателей «Воскресного вечера» мог бы многое сказать о «Бессмертном полке», это писатель-сталинист Николай Стариков, но его, как на зло, в этот раз не было. А он давно проявил бдительность и разоблачил эту акцию как вредительскую. В своем блоге от 22.04.2015 писатель-сталинист Стариков объясняет, что телекомпанию ТВ 2 создавали на деньги «Интерньюс», которая финансируется США. А разве может от США исходить что-либо доброе для России? Вот именно! Ничего доброго от США исходить не может. Поэтому и этот, с позволения сказать, «Бессмертный полк» придуман агентами США, чтобы изменить суть дня Победы, и вместо гордости за мощь русского оружия, вместо торжества эти американские агенты предлагают нам вспоминать своих погибших дедов и бабок, плакать и грустить, когда надо радоваться и торжествовать. Так предупреждал, можно сказать, бил в набат писатель-сталинист Николай Стариков.
Но, к сожалению, руководство страны его не послушалось и, заглотив вражескую наживку, не просто допустило этот самый «Бессмертный полк», но и лично его возглавило. В результате чего случились некоторые конфузы. Например, в Москве во главе полумиллионной колонны с портретом своего отца шел Владимир Путин. И «Московский комсомолец», который, естественно, не мог пройти мимо этого события, написал, что Путин нес портрет своего отца, погибшего на войне. Наши люди, конечно, на веру в чудо всегда настроены, но все-таки некоторые придиры усомнились, что Путин, рожденный через семь лет после окончания войны, мог быть зачат отцом, на этой войне убитым.
И это не единственная неприятность с «Бессмертным полком». Дело в том, что, пока им занимались журналисты ТВ 2, все было вполне по-человечески. Когда же власть по своей рейдерской привычке решила отжать эту акцию у журналистов и взять ее в свои мозолистые руки, получилось «как всегда». После акции на асфальте остались кучи сваленных табличек с портретами фронтовиков. Что дало основание некоторым злопыхателям предположить, что власть, прикоснувшись к этой акции, тут же превратила ее в «мероприятие» с разнарядкой, выдачей инвентаря и прочей тухлятиной, в которую превращается все, к чему прикасается российская власть.
Вернемся, впрочем, в студию «Воскресного вечера», поскольку именно там принимали роды новой религии. Одной из повитух был Карен Шахназаров, который, правда, в отличие от писателя Проханова предпочитал говорить не о религии, а о мифе.
«Вчера родилась новая российская нация, — провозгласил Шахназаров. — Она родилась потому, что родился новый миф». Признаком рождения нового мифа Шахназаров счел вот эту самую акцию «Бессмертный полк», украденную у ТВ 2. «Когда люди вышли с портретами, — восторженно сказал Шахназаров, — это было как Воскресение».
Но ведь Соловьев не может так, чтобы в студии была сплошная симфония и согласье душ, обязательно пригласит кого-нибудь, кто испортит патриотам песню. В этот раз песню пытались испортить режиссер Райхельгауз и политик Рыжков.
Райхельгауз после всех разговоров о рождении новой религии-нации-мифа тут же невпопад заявил: «Вот если мы таким же полком выйдем с фото жертвам репрессий!». На что Соловьев немедленно отреагировал ехидно: «Но ведь не родилось!». Идею Райхельгауза поддержал Рыжков, зато осудили по очереди Проханов, Яровая и сам Соловьев, который категорически запретил ставить на одну доску Гитлера и Сталина.
Люди они действительно разные. Один старался убивать чужие народы, другой в большей степени свой собственный. Один стирал с лица земли по этническому признаку, другой — по социально-классовому. Насколько велико отличие убийства еврея за то, что он еврей, от убийства дворянина за то, что он дворянин, измерить сложно. Как сложно измерить и сравнить масштаб преступлений Гитлера и Сталина. По крайней мере, многие в современном мире считают их равновеликими злодеями.
А «Воскресный вечер» тем временем продолжал принимать роды новой религии. Важным элементом культа Победы стала мысль, что победили мы фактически сами, союзники, если и помогли, то крайне незначительно. Тут решающим было сравнение числа жертв. Когда постоянный «американец для битья» Майкл Бом попытался сказать, что США тоже воевали, ему хором заткнули рот Соловьев и неувядающий Ж., сразив его наповал тем, что соотношение жертв США и СССР составляет 1 к 70, то есть на одного убитого американца приходится 70 убитых граждан СССР.
А когда Владимир Рыжков попытался поставить под сомнение решающий вклад Сталина, как раз обращая внимание на невероятное число жертв советского народа, ему мгновенно ответил Юрий Никифоров из военно- исторического музея, что это святотатство винить Сталина, когда речь идет о жертвах нацистского геноцида. Видимо, в сознании сталинистов руководитель страны не несет ответственности за то, что страна, все время нацеленная на войну и готовившаяся вести ее на территории противника, в считанные недели потеряла огромную часть своей территории. Как не виноват Сталин и в том, что оставил на съеденье Гитлеру миллионы своих сограждан.
Тефлоновый имидж Сталина, как и тефлоновый рейтинг Путина, это еще одна догма новой религии. Россия — это Победа. Победа — это Сталин. Это несложное уравнение Соловьев вывел с помощью депутата Никонова, который, после того как Путин реабилитировал пакт Риббентропа-Молотова, стал фактически живым хранителем сакрального знания о Победе. И он, Никонов, дал окончательный ответ на вопрос о роли Сталина в Великой Отечественной.
Добившись могильной тишины в студии, Соловьев спросил Никонова, что его дед думал о Сталине. И Никонов сказал, что его дед, Молотов, считал, что если бы Сталина не было в руководстве страны, то мы бы войну не выиграли. То есть если сложить все, что наговорили эти люди, принимая роды новой религии, то получится, что судьбы мира решал один человек — Иосиф Сталин. Ведь СССР, как гласит новая религия, фактически в одиночку выиграл войну, а СССР не смог бы выиграть войну, если бы во главе его не стоял Сталин. Значит, Сталин и есть единственный спаситель человечества. А говоря коротко, по-простому, Спаситель.
Культ крови и человеческих жертвоприношений
Величие Победы измеряется количеством жертв. Чем больше жертв, тем лучше. Аналогичная религия была у многих древних народов. Например, у ацтеков, которые считали, что солнце может существовать, только если его подпитывать человеческой кровью. Впрочем, при всей кровожадности ацтеки за всю свою историю принесли в жертву своим богам немногим более 100 тысяч человек.
Победа в качестве культового объекта заполняет все социальное пространство, не оставляя места ни для чего другого. В этом смысле замечательны две реплики. Одна — историка и политика Натальи Нарочницкой по поводу того, что какие-то мелкие людишки вроде глав США, Великобритании и Германии не приехали на наш Парад Победы из-за каких-то мелочей вроде Крыма и Украины. «В русской культуре в день торжества не принято говорить и думать о чем-то мелком и низменном», — брезгливо поморщившись, сказала политик Нарочницкая. «Вот эта мелкобуржуазная бюргерская мелочность нам, русским, чужда», — заявила она как отрезала.
Весьма характерно, что примерно с такой же аргументацией выступил буквально в эти же дни другой россиянин, а именно президент Российского футбольного союза Николай Толстых, который на требование тренера сборной Фабио Капелло выплатить ему положенную по контракту сумму заявил, что он, Толстых, считает кощунством разговоры о деньгах, когда страна празднует День Победы.
В эти майские дни действительно родилась новая ублюдочная религия, результат чудовищного скрещивания махрового сталинизма с мелким гопничеством, бюрократической косностью, неоязыческой мистикой и черносотенным вариантом православия. Ребеночек получился что надо. Жизнь ему суждена короткая, но бурная. Главный вопрос, сможет ли этого ублюдка пережить страна.